Расчет полета

 

При проведении расчета полета экипаж определяет потребное количество топлива, необходимое для полета, аэронавигационный запас топлива, взлетную массу ВС, длину разбега и пробега при данных условиях взлета и посадки, наиболее рациональный профиль и режим полета. Совместно с диспетчером по центровке экипаж проверяет и обеспечивает необходимую центровку ВС.

Расход топлива определяется скоростью, высотой полета, массой ВС, направлением ветра и т.д. Поэтому даже при полете на одно и то же расстояние требуется различное количество топлива. Для расчета потребного количества топлива на полет необходимо знать маршрут полета, массу пустого ВС, коммерческую загрузку, состав экипажа, допустимую взлетную массу, прогноз погоды.

Зная начальный и конечный пункт полета, штурман прокладывает по карте маршрут полета путем проведения прямых линий между основными (опорными) пунктами полета, указывая между контрольными пунктами (ориентирами) расстояние, курс следования самолета, направление ветра.

 


 

Для предварительной оценки количества заправляемого топлива используются графики, номограммы, таблицы общего расхода топлива в полете mт.п. (на взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение и маневр при посадке), в зависимости от длины маршрута и высоты полета.

Количество заправляемого топлива mт.запр. определяется суммой расхода топлива на полет mт.п. , расхода топлива за время работы двигателей на земле до взлета и посадки mт.земн., невырабатываемого количества топлива mт.нев. и аэронавигационного запаса топлива mт.аэр.:

mт.запр = mт.п. + mт.земн. + mт.нев. + mт.аэр.

Непосредственно перед вылетом производится окончательный расчет полета и уточняется заправка самолета топливом. Для расчета потребного количества топлива строится профиль полета, на котором указывается высота горизонтального полета Hг.п. , дальность полета по маршруту L и дальности, проходимые самолетом при наборе высоты lн.в., в горизонтальном полете lг.п. и при снижении lсн. :

L= lн.Б + lг.п. + lсн.

Дальность и продолжительность полета при наборе lн.в , tн.в. и снижении lсн. , tсн , расходы топлива на этих участках полета берут из таблиц или графиков, составленных для ВС данного типа в зависимости от высоты полета и приведенных в руководстве по летной эксплуатации.

Дальность Lг.п. и продолжительность tг.п. полета на горизонтальном участке при запасе топлива mт определяются по известному километровому Ск и часовому расходу топлива Сh:

Lг.п. = mт / Ск; tг.п. = mт Сh.

При полете на крейсеровской скорости самолет Ил-62 расходует в час примерно 8000 кг топлива, Як-42 – 2900 кг, Ту-134 – 3300 кг, Ан-24 – 900 кг.

Зная часовой Сh и километровый Ск. расход топлива, длину горизонтального участка lг.п или продолжительность полета tг.п. можно найти количество топлива mт.г.п. :

mт.г.п. = lг.п Ск. = tг.п. Сh

Количество топлива, расходуемое на земле, включает расход топлива на запуск, опробование и работу двигателей при рулении на старт до взлета и после посадки до места стоянки ВС. Работа двигателей на земле составляет примерно 10 мин до взлета и 5 мин после посадки. Расход топлива на земле mт.з. и невырабатываемый остаток топлива в баках mт.нев. указаны в руководстве по летной эксплуатации каждого типа самолета.

Аэронавигационный запас топлива mт.аэр. должен обеспечить полет ВС от аэродрома посадки до запасного аэродрома в случае непредвиденных обстоятельств (метеоусловия, вынужденные отклонения от установленного маршрута, направление ВС на запасной аэродром и т.п.). Обычно mт.аэр. должен обеспечивать 1 ч полета для самолетов 1, 2 и 3-го классов, 45 мин – для самолетов 4-го класса и 30 мин – для вертолетов.

Зная количество заправляемого топлива, коммерческую загрузку, массу пустого ВС, состав экипажа, необходимо определить центровку самолета, которая должна находиться в определенных пределах.

Под центровкой ВС понимают положение его центра масс относительно начала средней аэродинамической хорды крыла, выраженное в процентах. У современных ВС диапазон центровок для самолетов с прямым крылом составляет 18…28%, для самолетов со стреловидным крылом – 26…34%. В зависимости от загрузки ВС центровка его изменяется, следовательно, изменяется устойчивость и управляемость, поэтому командир ВС контролирует его загрузку и центровку. Для расчета центровки используются центровочные графики, имеющие необходимые сведения для расчета загрузки и центровки по предстоящему полету.