В-2. Стратегический бомбардировщик

Е годы

Е годы

Е годы

Е годы

4 октября 1957 года осуществлен первый в мире запуск искусственного спутника Земли.

12 апреля 1961 года выведен на орбиту первый в мире космический корабль "Восток" с космонавтом Ю.Гагариным, началась эра освоения космоса человеком. В 1963 году экспериментальный исследовательский самолет с ЖРД Х-15А (США) с летчиком Дж.Уолкером достиг H=107860 м; Х-15А-2 (летчик У.Дж.Найт) в 1967 году развил V=7297 км/ч, М=6,72. В классе боевых самолетов появились истребители, скорость полета которых в 3 раза превышала скорость звука, высота полета более 30 км (Е-66А, Мосолов, H=34714 м, 28.4.61г.), а на бомбардировщике В-52 в 1962 году дальность полета составила 20168,78 км. Запущены в серийное производство самолеты с изменяемой геометрией крыла (F-111 США – 1964г. МиГ-23, СУ-17 – 1967г.) и эксп. СВВП. Отличительной особенностью истребителей становится большая тяговооруженность и высокие маневренные характеристики. Значительно увеличилась грузоподъемность (Ан-22 "Антей", Gнагр.=100,444 т, 27.2.65г.), появились широкофюзеляжные пассажирские самолеты, ("Боинг-747", 1969г. 550 пассажиров). Оснащенные двухконтурными экономичными и низкошумными двигателями, выполнили первые полеты сверхзвуковые пассажирские самолеты: ТУ-144 (31.12.68г.), "Конкорд" (2.3.69г.) – англо-французский самолет. Получили широкий размах работы по беспилотным ЛА (БЛА) различного военного назначения, в том числе дистанционно-пилотируемым ЛА (ДПЛА). Расширился до 300 км/ч скоростной диапазон вертолетов, грузоподъемность в рекордных полетах достигла 40т (Ми-12, 1967г.). Большое значение приобрели боевые вертолеты. ЛА оснащаются новым радиоэлектронным оборудованием, автоматизируются процессы управления.

В СССР и США проводились: полеты ЛА с астрономической станцией m=4,5 – 6т на Н= 20-24 км; большие международные программы по исследованию атмосферы и космоса. В США и Западной Европе проводились спортивные полеты на С.А., наполняемых теплым воздухом.

По инициативе Хрущева в 1961 году в результате переоценки роли ракетных войск развитие авиации было приостановлено. Временно потеряно лидерство. Советская авиация была отброшена приблизительно на 10 лет.

9.11.61г. в Англии проведено испытание мускулолета. Пролетел 68 м при H=1,8 м.

 

КОСМОС. Дальнейшее развитие получила космонавтика. Для работы и передвижения по поверхности Луны используются лунные самоходные аппараты: "Луноход-1" СССР (1970г.), "Ровер" США (1971г.).

Запуск первой в мире орбитальной научной станции "Салют" (19.4.71г.) и ее стыковка с космическим кораблем "Союз-10" (вручную Шаталовым). Длительные полеты космонавтов (18 дней – 1970г., 175 дней – 1979г.). Экспериментальный полет "Аполлон" – "Союз", межпланетные автоматические станции: достигли Венеры и Марса и выполнили их съемку; запущены на Юпитер, Сатурн, Меркурий, Солнце и др. планеты.

В ряду САМОЛЕТОВ и вертолетов, появление которых знаменовало собой создание ЛА новых поколений, были: высокоманевренные истребители F-15, F-16 (1974г.), СУ-27 (1977г.), Як-36 (1971г.), МиГ-29, стратегический бомбардировщик с изменяющейся геометрией крыла ТУ-22М ("Бэкфайр"), истребитель-перехватчик МиГ-31, ударная авиация F-14 (1974г.) F-18, МиГ-27, СУ-17; (США "Торнадо"), СУ-24, штурмовики А-10 и СУ-25, боевые и транспортные вертолеты "Линкс" (Великобритания), "Блэк Хоук" (США), "Апач" (США), МиГ-26, СВВП: "Харриер" и Як-36МП, эксплуатируемый с первого авианосца в СССР "Киев" (1975г.). Поднялись в воздух грузовой Ил-76Т, первый советский широкофюзеляжный Ил-86 (360 пас.), А-300. 8.05.75г. совершил первую автоматическую посадку СКВП Ан-72. В США создан самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и наведения Е-3 "Сентри" системы "Авакс", внедрены АСУ воздушным движением. В оборудовании и вооружении используются новые физические принципы (инфракрасные, техника РЭП, лазерная, телевизионная техника). Обработка информации на основе ЭВМ, расширяется применение композиционных материалов ("Стэлз"-технология).

ВЕРТОЛЕТЫ. Расширилась сфера применения, улучшились характеристики. Впервые применены противотанковые УР-"Т6У" с "Хью Кобра" во Вьетнаме (1972г.). Мировой рекорд H=12,442 м (1972г.) установил француз Жан Буле на SA315 "Лолга".

ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ. Исследования атмосферы, космических излучений с использованием в основном ЛА. Созданы дирижабли – монгольфьеры (первый совершил полет 3.01.73г. с двигателем от Фольксвагена, оболочка из нейлона с теплым воздухом). В 1973г. проведен первый чемпионат мира для монгольфьеров. В 1973г. на С.А. "Дабл игл-2" американские воздухоплаватели пересекли атлантический океан, установив рекорд продолжительности 137 часов 5 минут и дальности – 5001 км. Наибольшей высоты достиг беспилотный аэростат в октябре 1972г. Н=51815 м.

Мотодельтоплан: 9.05.1978г. совершен первый перелет через Ла-Манш (1ч. 15мин, Англия); 13.06.79г. – полет на аппарате "Солор-1" (Англия) за счет солнечной энергии длиной S-1200 м; мускулолет: 12.6.79г. через Ла-Манш S=35,8 км, время 2ч. 49 мин.

 

КОСМОС. Новым направлением в развитии летательных аппаратов стало создание систем, в которых объединяются возможности авиационных и космических средств. К ним относятся воздушно-космические и орбитальные аппараты многократного использования ("Спейс Шаттл", 1981г., "Буран", 1988г.). Самый продолжительный космический полет совершили В.Г.Титов и М.Х.Манаров – 365 дней 22ч. 39мин. В 1980-х года с помощью ВТА Восток и Запад совместными усилиями спасли миллионы африканцев от голода. На линии "Аэрофлота" и в ВТА (военно-транспортную авиацию) поступили крупнейшие самолеты мира Ан-124 (1982г.), "Руслан" G=171219 кг и Ан-225, "Мрия" G=250 т (1988г.) – для транспортировки на "спине" больших грузов (ВКС "Буран"), высотные самолеты: М-17 "Стратосфера", "Геофизика" (оба 1982г.), высокоэкономичного ИЛ-96-300 (1988г.), А-310-300, Б-767. Первым самолетом, совершившим беспосадочный кругосветный полет без дозаправки был "Вояджер" (1986г. США, авиабаза Эдвардс, дальность – 40212 км), МИ-26 – 1982г.; ТУ-160 – 1987г.

На самолете ТУ-155 (1988г.) выполнен полет с одним из двигателей на сжиженном водороде и метане в качестве топлива. В США на основе новых технологий созданы по программе "Стэлс" F-117 А (1981г.), В-2 (1989г.). В СССР создан СУ-27 с аэродинамическим усовершенствованием (СУ-35, 1985г.) и выполнены полеты с первого палубного авианосца "Ад.Кузнецов" самолеты Су-27к, МиГ-29к. Внедряются новые технологии, прогрессивная элементная база (интегральные микросхемы), цифровые методы обработки информации. На различных выставках и показах демонстрируется новая военная техника, идет борьба за рынки сбыта, модернизируется имеющийся самолетный парк с учетом последних достижений, в военных конфликтах идет их апробирование. Большой прогресс достигнут в вертолетостроении. Созданы боевые высокоманевренные вертолеты: Ми-28 (1982г.), КА-50, А-129 (1988г.). Кругосветный перелет на вертолете (США).

Возрождение интереса к воздухоплаванию. Первые после 2-ой Мировой войны регулярные пассажирские рейсы дирижаблей (23.4.86г.) "Скайшип-500-02". Экскурсионные полеты, 1-й чемпионат мира среди дирижаблей – 1989г. в Люксембурге. Использование в научных, военных целях, экспериментирование.

В 1983г. создан спортивный СУ-26М – из композиционных материалов (углепластика).

 

КОСМОС. Последнее десятилетие ХХ века характеризуется распадом СССР, окончанием "холодной войны", политическими и экономическими преобразованиями в мире. Россия стала основной космической державой в СНГ, взяв в аренду казахстанский Байконур и используя космодром Плесецк для запуска ИСЗ. С целью освоения космоса Россия и США разрабатывают и осуществляют совместные научные и хозяйственные программы. Экипажи космонавтов, сменяя друг друга, постоянно ведут исследовательские работы. Ведутся поиски новых видов топлива для ракет носителей, ИСЗ получили широкое применение для связи, телепередач, навигации, экологии и выполнения других народно-хозяйственных задач. Более динамично происходят процессы интеграции и концентрации авиационно-космической промышленности. На Западе принят курс на совместное создание новых боевых самолетов.

В вооруженных конфликтах 90-х годов ВВС отводилась особо важная и решающая роль в решении широкого круга задач, особенно с созданием небольших по численности, но гибких, хорошо оснащенных и имеющих высокий уровень подготовки "сил реагирования", не требующих больших сроков на подготовку и выполнение поставленных задач.

БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ. В области БЛА произошел революционный прорыв. Выполненные по технологии "Стэлз", на БЛА возлагаются задачи введения глубокой стратегической разведки с передачей данных в реальном масштабе времени, а также их использование как высокоточное автономное оперативно-стратегическое ударное средство. Ведутся работы по созданию микро-БЛА, как средства разведки войсковых подразделений, а также изучаются возможности создания "разыскивающего оружия" и "необитаемой разведывательно-ударной авиации".

В боевой авиации разрабатываются самолеты пятого поколения: F-22 "Рэптор", Дассо "Ральф", Еврофайтор 2000, jas 39 "Гриппен", которые составят основы ВВС в начале ХХI века. Впервые автоматизированы системы проектирования и подготовки производства. Как и у предыдущих поколений самолетов, между возможностями американского и западноевропейского истребителей существует большой разрыв. Сверхманевренность (правильно – сверхуправляемость) достигнута полнее всего на отечественных самолетах СУ-37 с управляемым вектором тяги. Разрабатываются электронные консультанты летчика – системы искусственного интеллекта.

На вооружении ВВС Республики Беларусь находится современная техника: СУ-27 – истребитель-перехватчик ПВО, МиГ-29 – истребитель ВВС, СУ-27м – фронтовой бомбардировщик и разведчик, СУ-25 – штурмовик; вертолеты: Ми-8, -8Т, -8МТ, Ми-24, Ми-26; военно-транспортная авиация: ИЛ-76, АН-26ВТА.

Некоторые из вышеназванных летательных аппаратов представлены на военном учебном аэродроме колледжа.

В гражданской авиации Республики Беларусь, кроме ЛА, названных в предыдущих темах пособия, применяются спортивные самолеты: Як-52, -55; СУ-26, вертолет МИ-2.

 

Самолеты - "невидимки"


 

В настоящее время существует уже пять поколений самолетов-"невидимок". Родоначальником этого класса летательных аппаратов был SR-71, второе поколение представлял F-117, третье - B-2, четвертое - A-12, и пятое поколение – это истребители YF-22 и YF-23.

Рассмотрим наиболее интересные из них.

F-117.

Этот самолет является наиболее известным из всех самолетов, выполненных по технологии "стелс". Суть этой технологии заключается в применении средств и методов уменьшения заметности. F-117 – это первый в мире самолет, концепция боевого использования которого полностью основана на возможностях техники "стелс".

F-117- это специализированный тактический ударный самолет, предназначенный прежде всего для ночных высокоточных атак особо важных целей. В ходе автономных одиночных вылетов он может также использоваться для тактической радиоэлектронной разведки районов, прикрытых средствами ПВО противника. F-117 радикально отличается от машин предыдущих поколений.

Во-первых, обычное ракетно-бомбовое вооружение уступило место высокоточному оружию. Во-вторых, выживаемость в зоне действия ПВО обеспечивается не столько бронированием, сколько скоростью полета.

Впервые взлетевший в 1981 г., самолет долгое время держался в тайне, поскольку на нем впервые применена новая малоотражающая форма и его основной секрет – внешние обводы. И только 21 апреля 1990 года состоялся его первый публичный полет.

Малая заметность F-117 позволяет самолету осуществлять полет над территорией, прикрытой средствами ПВО противника, на повышенной высоте. Это улучшает осведомленность летчика о тактической обстановке, облегчает поиск наземных целей на большой дальности и обеспечивает более отвесную траекторию бомб, а это повышает точность бомбометания и увеличивает проникающую способность боеприпаса. Возможность полета не на предельно малой высоте повышает также эффективность лазерной подсветки цели для собственных управляемых бомб. По свидетельству лиц, видевших в 1990 г. полеты, F-117 обычно осуществляет крейсерский полет на высоте 6100-7600 м, затем снижается до высоты 600-1525 м для повышения точности бомбометания. Оно производится с горизонтального полета, и его точность около 1 м.

F-117 – самолет с низкорасположенным крылом, V-образным оперением и надкрыльными воздухозаборниками двигателей. Широко используются фасеточные формы, которые обеспечивают основную долю (90%) снижения ЭПР. Прежде всего это относится к фюзеляжу, имеющему необычную пирамидальную форму. Открывающийся вверх фонарь кабины выполнен в виде цельной конструкции, 5 панелей остекления имеют многослойное электропроводящее золотосодержащее покрытие для предотвращения РЛ облучения внутрикабинного оборудования и снаряжения летчика. Крыло большой стреловидности, трапецевидное, со скошенными фасеточными законцовками, имеет двухлонжеронную конструкцию.

Кабина одноместная с обзором только вперед. За ней, сверху фюзеляжа, есть приемник системы дозаправки топливом в полете, который подсвечивается ночью с помощью фары, размещенной в выступе сверху кабины летчика. Самолет неустойчив по тангажу и рысканию, и поэтому используется сложная система обеспечения искусственной устойчивости. Система воздушных сигналов имеет четыре ПВД на штангах фасеточной формы в носовой части самолета. На самолете также применена оптоэлектронная система навигации, обнаружения и сопровождения целей.

Первые широкомасштабные операции с применением F-117 были проведены во время войны с Ираком в 1991г. Самолеты выполнили 1271 вылет и сбросили 2000 т бомб с лазерным наведением.

 

 

Малая заметность самолета обеспечивает высокую вероятность его выживания в боевых условиях. В-2 выполнен по схеме "летающее крыло" и не имеет вертикального оперения. Функцию рулей направления выполняют расщепляющиеся щитки, установленные на концах крыла. Плопер самолета построен в основном из титановых углепластиков, обладающих повышенной теплостойкостью по сравнению с эпокидными связующими. Основным несущим компонентом конструкции служит однолонжеронный титановый кессон, расположенный в центральной части корпуса и в примыкающих промежуточных секциях, к которым крепятся углепластиковые консоли крыла, не имеющие сужения. Некоторые титановые панели обшивки изготовлены с применением сверхпластического формования и диффузионной сварки.

Форма В-2 в плане образована 12 прямыми линиями, что позволяет сконцентрировать все отражение в горизонтальной плоскости в нескольких основных узких секторах. С боков и фронтальных ракурсов самолет практически не имеет прямых линий и плоских поверхностей. Носок крыла имеет внутреннюю шиповидную радиопоглощающую конструкцию с сотовым заполнением, используются радиопоглощающие покрытия. Передняя кромка корпуса острая, без изломов, ее стреловидность -33º. Задняя кромка имеет форму двойного W, внешняя точка излома находится примерно на полуразмахе. Крыло имеет сверхкритический профиль.

4 двигателя установлены попарно по обеим сторонам центральной части корпуса рядом с бомбоотсеками. Для уменьшения радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими. Щели на внешних поверхностях тщательно заделываются, а двигатели и вооружение имеют внутреннее расположение.

Экипаж – два человека, размещаются в герметической кабине. Рабочее место каждого пилота оснащено полным комплексом органов управления. В кабину поднимаются по складной лестнице через отсек передней стойки шасси. В отсеке шасси находится кнопка запуска двигателей и включения основных бортовых систем, использующихся при взлете по тревоге. Остекленение кабины из 4 многослойных панелей обеспечивает обзор в горизонтальной плоскости 200º. Панели имеют слой с фотореакционной способностью и становятся светонепроницаемыми при световом воздействии ядерного взрыва. Золотосодержащее покрытие остекленения не дает пройти через него радиолокационному излучению. Летчики должны пилотировать самолет в противолазерных очках.

Топливные баки находятся в консолях крыла и хвостовых частях промежуточных секций корпуса. Сверху фюзеляжа за кабиной экипажа расположен приемник системы дозаправки топливом в полете от самолетов К-135 и КС-10.

Система управления полетом – электродистанционная, цифровая, квадруплексная, с быстродействующими приводами. Имеет 4 вычислителя и сохраняет работоспособность при двух отказах. Система воздушных сигналов малозаметная, с 20 датчиками давления. Есть 8 многофункциональных цветных индикаторов на ЭЛТ – по 4 для каждого летчика.

На самолетах серии «20» установлена спутниковая навигационная система.

В-2 может совершать полет на дальность до 18500 км на максимальной высоте 15240 м и со скоростью 950-1010 км/ч. Может нести вооружение: 20 бомб В-61, массой 6360 кг или 16 бомб В-83 общей массой 17420 кг.

 

Самолет ДРЛО и управление Е-3А "СЕНТРИ"