Развитие реактивной авиации

 

Послевоенный период развития мировой авиации ознаменовался расширением производства реактивных боевых самолетов, созданием скоростных пассажирских самолетов с газотурбинными (турбовинтовыми и турбореактивными) двигателями. Долгие годы велись работы по винтокрылым аппаратам (автожирам и вертолетам), последовательно улучшались их характеристики и, наконец, они уверенно вошли в авиацию и значительно расширили ее возможности как в военной области, так и народном хозяйстве. Интенсивно развивались воздухоплавательные летательные аппараты (СССР, США, Англия, Япония, Франция и др.).

МиГ-9 (1946) F-80 (1946),

Як-15(1946) F-84 (1947),

МиГ-15 (1947) F-86 (1947),

МиГ-17 (1950)

Ла-15 (1948)

 

50-е годы. "Законодатели" мод – СССР и США

 

В начале 50-х годов созданы первые серийные сверхзвуковые самолеты, и через несколько лет их скорость значительно превысила скорость звука (СССР, СУ-7, 1954г.). Самолеты стали оснащать ракетным вооружением и радиолокационными прицельными станциями. Последующие годы ознаменовались созданием ряда летательных аппаратов новых типов – многорежимных самолетов, самолетов с изменяемой геометрией крыла.

США: 1) 1954г. – СВВП, "Конвэр", XFY-1.

2) 1957г. – Х-13, "Вертиджет".

СССР: МиГ-9; Як-15; МиГ-15, -17, -19, -21;

Як-23, -25, -28; СУ-7, СУ-9.

Возможности базирования боевой и транспортной авиации расширились с проведением эксперимента по СВВП (самолеты вертикального взлета и посадки), у которых для создания подъемной силы используется в той или иной мере силовая установка ЛА. Производительность и рентабельность воздушных перевозок существенно возросли после внедрения широкофюзеляжных самолетов большой пассажировместимости и грузоподъемности.

В 1958 году число пассажиров перелетевших через Атлантику на авиарейсах, стало больше числа пассажиров, перевезенных на морских судах.

Для военного применения (например, для разведки) разработаны дистанционно-пилотируемые летательные аппараты, управляемые с командных пунктов по каналам радиосвязи. На воздушном транспорте апробированы первые образцы сверхзвуковых пассажирских самолетов, производство военной авиационной техники резко повышалось при возникновении военных конфликтов (война в Корее 50-53 гг.). Европейские страны в этот период выпускали лицензионную американскую военную технику в ущерб собственным разработкам. США стали крупнейшим экспортером военной техники, а с началом широкого производства реактивных пассажирских самолетов стали доминировать на гражданском авиационном рынке. После снятия в 1945 году запрета на производство самолетов, в ФРГ и Японии возрождаются авиационные фирмы.

ВЕРТОЛЕТЫ. Создается большое число серийных вертолетов различного назначения. Вместо поршневых двигателей начинают устанавливаться турбовинтовые двигатели. Наибольшее распространение получили вертолеты одновинтовой схемы.

ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЕ ЛА. США стали применять автоматические аэростаты, полеты которых происходили в стратосфере (11-50 км) для изучения метеопроцессов, связи и др. Началась разработка методов искусственного воздействия на тропосферные процессы (рассеивание туманов, низкой облачности над ВПП аэродромов, защита от града). Возобновились спортивные полеты на СА, наполняемых водородом.