Судебная система в XV-XVII вв.

Новшества Судебника по сравнению с РП

Судебник впервые установил правило, обязывавшее судью «Жалобщиков от себя не посылати, а давать всем жалобщикам управа». Также он обязал бояр не отказывать в суде на своей территории, а обязательно разбирать дела.

В Судебнике 1497 года предусматривает обязанность судьи принимать к производству дело в пределах его компетенции. Если дело выходит за эти пределы, то судья, отсылает истца к надлежащему судье. Т.е . разграничивалась компетенция судов.

За производство суда или иного печалованиа запрещалось брать посулы. Термин посул, как отмечают исследователи, имеет два значения. Первоначально посул — не столько взятка в буквальном смысле этого слова, сколько плата за проявление судьей прилежания в разборе дела.

Посулы и заменяются их строго регламентированными судебными пошлинами, которые взыскивались на виноватом, т. е. со стороны, проигравшей дело. Размер пошлины зависел от суммы иска и лица, ее получающего. За основу бралась цена иска в один рубль. При этом боярин получал два алтына (12 денег), а дьяк восемь денег. С увеличением или уменьшением суммы иска пропорционально изменялся и размер пошлины.

Запрещение посула как взятки (тайного посула) получило законодательное закрепление в статьях Судебника, отразившего ряд мер по ограничению прав кормленщиков (ст. ст. 1, 33, 38, 43, 65, 67).

Судебник отрегулировал организационно-системные отношения судебной власти - раньше самым распространенным способом судебного разбирательства был поединок, и вводимые элементы расследования, а также сбора и учета свидетельских показаний (хотя бы и добытых в пытках) были серьезным нововведением. В Судебнике устанавливается новая форма процесса (розыск). Поединок (поле) как доказательство допускалось только в исключительных случаях, когда не было возможности разобрать дело при помощи других доказательств.

Судебник изменяет и порядок обращения к суду, обязанности судей.

Судебник вводит смертную казнь для "лихих" людей, тогда как ранее наказание ограничивалось штрафом.

В отличие от Русской Правды, лишавшей некоторые категории населения (холопов, частично — закупов) права обращения в государственный суд, Судебник 1497 года признает всех, в том числе и холопов, субъектами права, могущими искать и отвечать по суду. Дело в том, что судебные пошлины увеличивали великокняжеский доход.

 

В Судебнике перечислены три известных тогда типа суда: 1) суд великого князя и его детей (ст.21), 2) суд бояр и окольничих (ст.1 и др.), 3) суд наместников и волостелей (ст.20 и др.). Решение первого носили окончательный характер как суда высшей инстанции. Сложнее дело обстояло с судами боярскими и наместничьими. Согласно статье 1 – на суде бояр и окольничьих непременное участие принимают дьяки – секретари.

Судебник устанавливал следующие виды судебных органов: государственные, духовные, вотчинные и помещичьи.

Государственные судебные органы делились на центральные и местные.

Центральными государственными судебными органами были великий князь, Боярская дума, путные бояре, чины, ведавшие отдельными отраслями дворцового управления, и приказы.

Центральные судебные органы были высшей инстанцией для суда наместников и волостелей. Дела могли переходить из низшей инстанции в высшую по докладу суда низшей инстанции или по жалобе стороны (пересуд) (ст. ст. 20 и 64). Доклад излагался в специальном докладном списке (или докладной грамоте - ст. 16) - протоколе судебного заседания суда первой инстанции, передававшимся на рассмотрение вышестоящей инстанции. Великий князь рассматривал дела в качестве суда первой инстанции по отношению к жителям своего домена, особо важные дела или дела, совершённые лицами, имеющими привилегию на суд князя, к которым относились обладатели тарханных грамот и служилые люди (начиная с чина стольника), а также дела, поданные лично на имя великого князя.

Великий князь мог перепоручить разбор дела различным судебным органам или специально назначенным князем. Поэтому обещания великого князя о рассмотрении того или иного дела обычно заканчивались: "или кому я прикажу".

Государственная юстиция (местные судебные органы)

В то время судебные органы небыли отделены от администрации. Они же сами исполняли назначенные ими же наказания.

В XVI-XVII вв. Русское государство в административно территориальном плане делилось на уезды. Уезды в свою очередь подразделялись на волости.

Правителями и одновременно судьями в различных административных единицах были наместники и волостители. Наместник управляли уездами, а волостители – волостями. Те и другие назначались великим князем на определенный срок обычно на один-два года. Наместниками ставились бояре, а волостелями – служилые люди, как правило, из среды детей боярских.

Наместники и волостители содержались, или, как тогда говорили «кормились», за счет населения. Первоначально «кормления» (то есть поборы в пользу наместников и волостелей) ничем не ограничивались. Позднее были установлены нормы «кормления», а также определены точные размеры судебных и торговых пошлин, собираемых наместниками и волостелями в свою пользу. Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т.е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства.

Судебные функции по поручению великого князя или наместников и волостелей осуществляли тиуны. В соответствии с этим тиуны подразделялись на государевых и боярских. Боярские подчинялись наместнику или волостелю, в пользу которых они собирали доходы. Тиуны государевы или великокняжеские были лишь в Москве и московских волостях, являвшихся великокняжескими вотчинами. Доходы с них поступали в пользу великокняжеской казны. Московский тиун подчинялся не наместнику, а непосредственно великокняжескому казначею. Таким же правом пользовался новгородский тиун.

Судебник 1497 года установил два вида кормления: кормления с боярским судом и кормления без боярского суда. Наместники, державшие кормление с боярским судом, имели право окончательного решения наиболее важных дел (о татях, разбониках и холопах). Наместники и волостители, державшие кормление без боярского суда, не имели права окончательного решения и должны были «докладывать свое решение на утверждение вышестоящего суда.

Вышестоящей инстанцией для кормленщика без боярского суда была Боярская дума, для государевых тиунов – великий князь, для боярских тиунов – наместник с боярским судом. Таким образом в Русском государстве впервые складывается судебная иерархия.

Боярская Дума в качестве суда первой инстанции судила своих собственных членов, должностных лиц приказов и местных судей, разбирала споры о местничестве и иски служилых людей, не пользовавшихся привилегией великокняжеского суда. Боярская Дума была высшей инстанцией по отношению к местному суду. В нее передавались по докладу дела, изъятые из самостоятельного ведения местного суда, а также дела от приказных судей, когда между ними не было согласия, или порядок их решения не предусматривался законом. Помимо этого Боярская Дума была, наряду с великим князем, апелляционной инстанцией.