Версии смысла жизни.

Вопрос 2. Смысл жизни: подходы и версии.

Слова из скобок поставьте в нужной форме и добавьте к каждому из высказываний в качестве слов автора.

Исправьте ошибки.

1.Базаров с гордостью говорит, что мой дед землю пахал.

2.Аня спрашивает Петю Трофимова, отчего я уже не люблю вишнёвого сада.

3.Екатерина Ивановна в конце рассказа говорит Старцеву, что вы лучший из людей, которых она знала.

 

1.Говори мягче по форме, твёрже по содержанию (Лат.поговорка).

2.(Ни) одно произнесённое слово (не) приносит столько пользы, сколько множество (не) сказанных.

3.Если кто-то мыслит иначе, чем я, он (не) только (не) оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня.(Ни) кому (не) интересно слушать собственное эхо (Сент-Экзюпери).

 

Рассмотрение этого вопроса следует начать с определения того, что есть жизнь?

Жизнь– форма движения материи, высшая по отношению к физической и химической формам, обладающая рядом специфических особенностей. Основные черты Ж. выражены в известном определении Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой» (т.20,с. 616). В настоящее время под «белковым телом» или «протоплазмой» понимается система ряда специфических для Ж. веществ: белков, нуклеиновых кислот, фосфорных соединений и др. Ж. существует в форме отдельных живых организмов, каждый из которых возникает от себе подобного, проходит цикл индивидуального развития, производит себе подобного и умирает. Организмы, вступая в связи с неживой средой и друг с другом, образуют тем самым системы более сложных порядков, в конечном счете – единую систему Ж. на Земле, прошедшую путь развития от простейших форм до человека. Существенной особенностью живых тел является обмен веществ, разрушение и новообразование органических структур, диссимиляция и ассимиляция.

Смысл жизни –проблема, которая встает перед человеком, когда :

1) он отвлекается от ежедневных практических дел и сиюминутных интересов и осознает, что он конечен. Зачем жить, если есть смерть?

2) Когда по разным причинам исчерпались те смыслы, которыми человек жил до сегодняшнего дня, и он ощущает эмоциональную пустоту, потерю интереса к чему бы то ни было.

Во втором случае, вопрос о смысле жизни на данном этапе, здесь и сейчас. В первом – это вопрос о смысле вообще. Стоит ли жить и зачем?

В философии существуют три возможных ответа на данный вопрос.

Первый – религиозная версия смысла жизни: Согласно ей эмпирическая жизнь сама по себе бессмысленна. В этом эмпирическом мире все преходяще. Однако в душах людей сущ-ют идеи вечности, добра, красоты, блага, Бога. В эмпирическом, конечном мире неоткуда взяться этим идеям, сл-но они (идеи) даны нам свыше, иными мирами = мы принадлежим определенным образом сфере божественного. Отсюда смысл жизни в том, что сущ-т Бог и бессмертная душа. Они открывают нам перспективу вечной жизни и привносят в нашу жизнь осмысленность. Настоящий смысл в вере в потустороннее, озаряющее наш короткий век.

Второй – атеистическая версия (нигилистическая) – эмпирическая жизнь сама по себе бессмысленна, человек жаждет ориентироваться на абсолютное и запредельное, но наука отрицает его существование. Поэтому последовательный рационалист должэен сознательно принять бессмысленность жизни и жить, выражаясь словами французского экзистенциалиста А. Камю «не отрывая глаз от абсурда». При этом, Камю считает, что человеку вовсе незачем кончать жизнь самоубийством, спасаясяь от бессмысленности мира. Наоборот, его бытие превращается в «бунт против абсурда», выражающегося в чувственном и игровом проживании каждого момента жизни, которая может оборваться в любую минуту. Никакие социальные ценности и нравст-е нормы больше не ограничивают «абсурдного человека», кот-й наслаждается эмпирическим миром, все время глядя в глаза будущей смерти.

Третий – безрелигиозная гуманистическая версия. Данная позиция прекрасно изложена в трудах психоаналитика Э. Фромма. Смысл конечной человеческой жизни – в самореализации, в актуализации всех заложенных в человеке способностей. Человек не может отменить смерть, но он может сам придать смысл собственной жизни.Тогда она из слепого спонтанного течения превращается в истинное искусство, где каждый раскрывает свои лучшие качества.

Подводя итог, необходимо отметить, что смысл жизни заключается не в том, чтобы покорно подчиняться религиозным и социальным авторитетам, кот-е стремятся подчинить нашу волю и использовать в своих целях. Смысл жизни в том, чтобы свободно проявлять себя, творить, не боясь уподобиться Богу. Человеку дано много возможностей и он в состоянии использовать их продуктивно.