Фонетика

IV.

III.

II.

I.

Литература

План

Фонетика и орфоэпия

Лекция № 3

1. Фонетика: определение, предмет и задачи. Фонетические единицы языка.

2. Фонетические процессы в области гласных и согласных звуков.

3. Ударение и его виды.

4. Орфоэпия. Произносительные стили. Варианты произношения.

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.

2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.

3. Русская грамматика: В 2-х т. М., 1980.

4. Современный русский язык. В 3-х ч. Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.

5. Современный русский язык. В 3-х ч. Под ред. П.П. Шубы. Минск, 1998.

6. Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. М., 1982.

7. Энциклопедия «Русский язык». М., 1979.

 

Фонетика (греч. phone - звук, phonetikos - звуковой) - это наука о звуковой стороне речи. Фонетика изучает звуковые средства, звуковую материю языка, с помощью которой образуются значимые единицы языка (морфемы, слова, фразы).

Предмет фонетики - звуковые единицы, звуковая материя языка.

Задачи фонетики - установление звуковой системы русского языка на данном этапе его развития, изучение способов образования звуков (артикуляционные признаки) и их акустических свойств.

Одна из задач - выявление особенностей функционирования звуков в речевом потоке, изучение закономерных изменений звуков речи (описательная фонетика). Историческая фонетика: изучает изменение звуковой системы языка на протяжении веков. Сопоставление звуковых систем родного и чужого языка (например, русского и таджикского) изучает сопоставительная фонетика.

Наша речь - поток, цепь звучаний. Эта цепь распадается на звенья, являющиеся фонетическими единицами. Фонетические единицы речи: звуки речи, фонетические слова, слоги, речевой такт, фразы. Звук речи - это наименьшие единицы человеческой речи, из которых образуются слоги, входящие в состав слова. Звуки речи мы слышим и произносим. Звуки речи образуют слоги. Слог - это один гласный звук или сочетание гласного звука с одним или несколькими согласными, произносимыми одним выдыхательным толчком: мо-ря, кни-ги, не-бо. Комплекс звуков, объединённый одним ударением (на месте, в селе), называется фонетическим словом. Оно может совпадать с лексическим словом: Поздняя осень, грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Служебные слова, не имеющие ударения, называются проклитиками. Безударное слово, примыкающее к ударному сзади, называется энклитикой: надо же. Иногда проклитики могут перетягивать на себя ударение: без году неделя, мне это на руку. Отрезок речи, выражающий законченную мысль, объединённый интонацией и отграниченный от других значительными паузами, называется фразой, например: Я иду по тропинке. Фраза и предложение - разные вещи: 1) не всегда совпадают границы фразы и предложения; 2) если и совпадают, то рассматриваются с разных точек зрения: предложение - единица языка, в нём - грамматическая основа, простое или сложное и т.п. Фраза рассматривается с точки зрения фонетики: интонация, паузы, их количество и место постановки. Каждая фраза членится на речевые такты. Речевой такт - часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между РТ более короткие, чем между фразами. Деление на РТ зависит от интонации, пауз (индивидуальное понимание): Как поразили его слова / брата. - Как поразили его / слова брата.

В современном русском языке выделяют сегментные фонетические единицы (сегментный - «делимый на части, на отрезки»), т.е. последовательно располагающиеся в речевой цепи звуки: т-о-м, д-ы-м, и суперсегментные («накладывающий»), т.е. наслаивающиеся на речевую цепь: ударение, интонация, например: Слёзы умиления, они были едки (К. Федин).

Звуки в речевом потоке соприкасаются друг с другом, влияют друг на друга, поэтому они могут изменяться. Такие изменения звуков в потоке речи называется фонетическими процессами. Фонетические процессы могут быть 2 видов: позиционные и комбинаторные. Позиционные: это изменения звуков в зависимости от места положения их в слове (например, в РЯ невозможно произнесение звонкого согласного в конце слова: дуб, комод, год, зуб). Комбинаторные: это изменение звуков в результате комбинаций с другими звуками, в результате влияния соседних звуков на данный (травка [ф] - трава [в]).

В области гласных звуков происходит позиционный процесс, который называется редукцией - ослабление гласного в безударной позиции (вода - воды; год - годов - годовой). Гласные звуки в безударном положении называются редуцированными.

Звуки Их изменения
Под ударением I позиция II позиция
После твёрдых согласных
Бас [бàс] Басы [басы] Басовит [бъсав'ит]
Год [гóт] Года [гада] Годовой [гъдавой]
Цел [цэл] Цела [цыла] Целина [цъл'ина]
После мягких согласных
Пять [п'ат'] Пяти [п'ит'и] Пятачок [п'ьтачок]
Рёв [р'оф] Реветь [р'ив'эт'] Ревуна [р'ьвуна]
Сед [с'эт] Седой [с'идоj] Седина [с'ьд'ина]

 

нт.адывающийеся в речевой цепи звуки: т-о-м, д-ы-м, и суперсегментные ()аниченный от других паузами, называется фразой, наприме

 

 

1 ступень редукции - первый предударный слог; остальные слоги - 2 ступень редукции. Редукция может быть качественной и количественной. Качественная редукция: звук в безударном положении изменяет своё качество (а, о, э). Звуки И, Ы, У качественной редукции не подвергаются, а только количественной.

В области согласных звуков также наблюдаются позиционные и комбинаторные процессы. Позиционные процессы: оглушение звонкого согласного в конце слова: морозы - мороз, дубы - дуб, зубы - зуб. Комбинаторные процессы: 1) ассимиляция; 2) диссимиляция; 3) аккомодация; 4) диэреза; 5) эпентеза; 6) метатеза; 7) гаплология.

Ассимиляция (уподобление)- из 2 разных звуков образуются 2 одинаковых или близких по артикуляции звука: сбить - [зб'ит'] - ассимиляция по звонкости; трава - травка [трафка] - ассимиляция по глухости. Виды ассимиляции: 1) по результатам: полная или частичная (полная: бесшумный, сжечь, лётчик; частичная: лавочка - лавка, друг - с другом); 2) по направлению: прогрессивная (предыдущий звук действует на последующий; в РЯ встречается редко, в основном в диалектах и просторечии: чутьё - чучьё) и регрессивная (последующий согласный звук влияет на предыдущий: косьба, ножка); 3) по положению взаимодействующих звуков: контактная (рядом стоящие звуки: косьба, ножка) и дистанционная (ассимилируют удалённые друг от друга звуки: чутьё - чучьё).

Диссимиляция - расподобление звуков (в РЯ - в основном в диалектах): трамвай - транвай, коридор - колидор. Диссимиляция может быть полной (расподобляются 2 одинаковых звука: коридор) и частичной (трамвай - транвай). Диссимиляция может быть регрессивной (колидор) и прогрессивной (прорубь - пролубь); контактной (трактор - трахтор) и дистантной (курьер - кульер).

Аккомодация -приспособление артикуляции 2-х соседних гласных и согласных звуков (взаимодействие между разнородными звуками): Иван - с Иваном. Аккомодация может быть прогрессивной (Вот идёт Иван с Ирой) и регрессивной (читал - читали).

Диэреза -выпадение звука при стечении в слове труднопроизносимых согласных: праздник, сердце.

Эпентеза -вставка звука: радио - радиво. Не характерно для РЯ, но наблюдается в диалектах.

Метатеза -перестановка звуков. Встречается редко: либо при заимствованиях, либо при долгих исторических процессах: ладонь - долонь (длань), тарелка - от нем. алер.

Гаплология -процесс выпадения целого слога. При образовании сложных слов, при сложении 2 корней: минерало + логия - минералогия; радо + душный - радушный; курно + носый - курносый.

На фоне линейной структуры звуковой речи принято выделять элементы нелинейные - ударение и интонацию. Ударение - выделение с помощью различных фонетических средств одного из слогов неодносложного слова или слова в составе речевого такта или фразы. Ударение может иметь разную силу или вовсе отсутствовать в слове. Фонетические средства, которые в любом языке могут характеризовать ударение, являются совокупностью 4 компонентов: длительность, сила, качество, высота. Длительность ударного слога является для РЯ его основным характерным средством. РЯ не свойственно выделение ударного слога с помощью высоты тона, но характерно для японского, китайского, вьетнамского языков. Русское словесное ударение качественное, количественное, силовое. С точки зрения места ударения в слове различают языки со связанным и свободным ударением. Ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижным называется ударение, которое обладает возможностью перемещаться с одного слога на другой. Следовательно, русское ударение силовое, качественное, количественное, свободное, подвижное. Словесное ударение - выделение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова. Фразовое ударение - объединение нескольких синтагм во фразу. Выделение в речевом такте более сильным ударением какого-либо слова для подчёркивания его особого значения называется логическим ударением. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта.

Орфоэпия - правила произношения слов. Орфоэпия - это совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Орфоэпией называется также раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации - орфоэпические правила. Традиционно в орфоэпию включаются все произносительные нормы литературного языка. К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и вариантность фонемного состава одних и тех же морфем. Так, одни произносят висна, другие - весна, булочная - булошная, умылся - умылса. На письме такие варианты обычно не отражаются: весна, булочная, умылся. Однако варьирование может отражаться на письме: бриллиант - брильянт, калоши - галоши, кринка - крынка, матрас - матрац, ноль - нуль.

В зависимости от условий общения принято различать виды речи человека: от непринуждённой беседы до публичного выступления. Эти виды речи называются стилями произношения. Вопрос о стилях произношения впервые стал изучать французский языковед Пьер Пасси, а в русскую фонетику его ввёл академик Л.В. Щерба, который предлагал для простоты различать 2 стиля: 1) свойственный спокойной беседе людей, т.н. разговорный стиль; 2) который употребляем, когда по каким-либо причинам хотим сделать нашу речь более отчётливой, т.н. полный стиль. Полный стиль характеризуется замедленным тщательным произношением с установкой на полное понимание. Разговорный стиль - стиль с трудно поддающимися фиксации формами произношения. И полный, и разговорный стиль существуют на фоне нейтрального стиля, который представляет собой естественное, спокойное, нормальное произношение. Полным стилем пользуются ораторы, актёры, учителя. Нейтральный стиль: выступления по радио, ТВ, деловые сообщения. Разговорный стиль употребляется в быту. Вопрос о стилях произношения не получил ещё должной разработки.

Вариантность гласных: 1) [пэтак] - [питак]. Для 19 в. характерным являлось эканье. Начиная с 20 в., из разговорного стиля в нейтральный проникает иканье, постепенно вытесняя эканье. Для НС и РС рекомендуется иканье: [нису], [чисы]. А в ПС сохраняется эканье, в том числе и в сценической речи. 2) В начале 20 в. произносительной нормой являлось произнесение э с оттенком ы. Изменение нормы объясняется действием фонетической системы после твёрдых в предударном слоге: жара, вода. А сохранение прежнего произношения наблюдается в следующих словах: лошадей, двадцати, жакет, жасмин и др. 3) В НС в тех словах, которые ещё недостаточно освоены языком, допустимо безударное О: сонет, боа; в словах же, освоенных языком, норма предписывает произношение только А: бокал, костюм; 4) в форме глаголов 3 л. мн.ч. последняя форма была нормой произношения в начале 20 века: ходют. В последнее время под влиянием орфографии норма меняется: ходят.

Вариантность согласных: 1) ассимилятивное смягчение твёрдого согласного перед мягким согласным: снять, твёрдо (с - сь, т - ть); 2) наличие или отсутствие диссимиляции в сочетаниях типа г-х, г-к: к кому, мягко. В начале века диссимиляция была обязательной. В настоящее время победила новая норма. 3) Твёрдые или мягкие согласные произносятся перед гласными переднего ряда в иноязычных словах. Орфоэпические рекомендации могут быть даны только по каждому слову отдельно, т.е. необходимо запоминание произношения слов. 4) Наличие /отсутствие диэрезы в словах типа: жоскъ - жосткъ. Допустимы оба варианта, лишь в очень частотных словах сохраняется традиционное произношение. 5) Произношение согласных з-ж, ж-д, ж-ж. 6) Г взрывной или Г фрикативный (благо, богу); 7) твёрдое и мягкое произнесение согласного звука С - СЬ в возвратной частице: умылся; победа мягкого варианта под влиянием орфографии.

Вариантность отдельных грамматических форм: 1) Окончание -ый в Им.п. ед.ч. м.р. прилагательных и причастий произносится с Ъ: новый, умный, добрый. Под влиянием правописания в настоящее время широко распространилось произношение с Ы: старый, упрямый, закрытый. Окончание -ИЙ в прилагательных и причастиях произносится с Ь: синий, летний, зимний, горячий. 2) На месте буквы Г в окончаниях Р.п. ед.ч. м. и ср.р. -ого-/-его- произносится звук В: большого, старого. 3) В окончаниях - ое, - ая прилагательных и местоимений на месте буквы Е и Я произносится jъ: доброе, новое, красное. 4) безударные окончания 3л. мн.ч. глаголов 2 спряжения -ат/-ят в СРЛЯ произносятся с Ъ: дышат, слышат, хвалят. 5) В неопределённой форме на - сться, и в форме 3л. ед.ч. на -тся на конце произносится сцъ: красться, сдаться, дастся.

Фонетика –раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка, их свойства, законы, по которым они образуются и функционируют.

Фонема– минимальная единица языка (наряду со словом, словосочетанием, предложением)выполняющая в языке важную смыслоразличительную роль;

Сами по себе звуки не имеют никакого значения, они лишь выполняют в языке смыслоразличительную функцию: создают внешнюю звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.

Слог – это один гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносящиеся на выдыхании; это наименьшая единица произнесения слова.

Темп – скорость произнесения речевых элементов.

 

Тембр – звуковая окраска, характерная для каждого голоса.

 

Ритм – регулярное повторение ударных и безударных долгих и кратких слогов.

 

Интенсивность – степень громкости речи, сила и слабость произнесения высказывания.

 

Это всё характеристики интонации – ритмико-мелодической стороны речи, служащей в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Задания для практической работы по теме «Фонетика».