Различия между психикой животных и сознанием человека.

  • Психика животных обусловлена биологическими факторами, у человека психика социально обусловлена.
  • Вся активность животных ограничена рамками конкретных, наглядных ситуаций, за пределы которых животные выйти неспособны. => Неспособны к прогнозированию и планированию своего поведения.
  • В основе поведения животных лежит видовой опыт. Смысл индивидуально приобретенного жизненного опыта состоит в обеспечении адаптации к изменчивым конкретным условиям существования.
  • Психика животных непродуктивна, т.е. животные не создают объектов в мире, не изменяют мир, и , поэтому, у них не существует передачи накопленного опыта в материальной форме. Поведение животных в природе носит не преобразовательный, а приспособительный характер.
  • Животные не способны различать объект и свое отношение к нему, т.к. не может осознать это отношение, дать себе отчет в нем, хотя отношение существует.
  • Животное к себе подобному относится как к биологическому объекту (нет социальных отношений à нет общества).
  • Общение у животных есть, но оно осуществляется на уровне невербальных средств и голосовых сигналов.
  • Психика животных не обладает способностью к самоотражению à нет такого образования психики, как самосознание.

 

4. Бессознательное. Термин З. Фрейда, означающий самую важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, в том числе противоположные, неосознаваемые «первичные» влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли и пр. Именно Фрейд начал экспериментальную разработку понятия бессознательного. Он показал, что многие действия, в реализации коих человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут объясняться действием инстинктов. Он рассмотрел, как некая мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. Сами по себе психические процессы бессознательны: сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтому оно может рассматриваться как истинно реальное психическое.

Бессознательное - совокупность психических процессов, актов и состояний,

обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает

себе отчета; бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им

реальность сливается с переживаниями человека, его отношениями к миру, поэтому

в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых человеком

действий и оценка их результатов.

Т.е. бессознательное – область психических явлений, которые не осознаются человеком, но участвуют в регуляции его поведения и деятельности.

Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом восприятии (-> восприятие субсенсорное), в непроизвольном запоминании и прочем; а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются.

Бессознательное имеет общие черты с сознанием:

  • содержание сознания и бессознательного социально обусловлено;
  • информационные потоки могут быть проведены из сознания в зону бессознательного и наоборот.

Главное отличие сознания от бессознательного: процессы сознания находятся под контролем самого человека (он может дать отчет о них), а в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов.

Структура бессознательного.

Один из подходов к структуре бессознательного был предложен Симоновым. Он выделял 2 области:

  • подсознание – это те представления, желания, действия, устремления, воздействия, которые ушли из сознания, но потенциально могут снова осознаваться (знания, навыки, прошлый опыт, навык ходьбы, письма, речи и т.п.);
  • надсознание— не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач, т.е. все те феномены психики, которые связаны с процессом творческой деятельности (интуиция, инсайт – внезапное открытие).

Другой подход разработала Гиппенрейтер. Она выделяла 3 класса бессознательного:

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают:

а) неосознаваемые автоматизмы – обычные действия, которые осуществляются сами собой без участия сознания (врожденные рефлексы – глотание, движения, мимика, ходьба, письмо и др.)

б) неосознаваемые установки. Установка – готовность организма или субъекта к совершению определенных действий или реагирования в определенном направлении. Установка важна потому, что обеспечивает в случае внезапной необходимости выполнение заранее спланированных действий.

в) неосознаваемое сопровождение сознательных действий включает в себя непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику, большой класс вегетативных реакций.

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий, среди которых Фрейд выделял следующие структуры: - сознание;

- предсознание;

- бессознательное.

Фрейд выделял 3 основные формы существования бессознательного:

а) сновидения – такое состояние сознания, над которым контроль сознания снят

б) оговорки – возникают из столкновения бессознательного намерения человека с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии с скрытым мотивом.

в) невротические симптомы – следы вытесненных из сознания травмирующих переживаний.

3. «Надсознательные» процессы.

Надсознание – компонент бессознательного, который включает в себя процессы образования интеллектуального продукта в результате значительной неосознаваемой работы над содержанием сознания (процессы творч.мышления, переживание горя и др.)

Функции бессознательного:

  • отражение (только продукты отражения скрыты);
  • регуляторная;
  • творческая / креативная;
  • защитная (специфическая функция – защита сознания от информационной перегрузки).

Виды бессознательного:

· сновидения

· бред, галлюцинации

· подражание / викарное научение

· эмоциональное заражение

· субсенсорные / подпороговые реакции

· аффект

· стереотипы

· ошибки, оговорки, описки

· влечение (по Фрейду)

· непроизвольные процессы.

 

Задание. Найти самостоятельно все определения.