Лекция №5. Общество, культура, ценности.

 


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42. С.265.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.102.

[3] Этоло́гия — полевая дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Сравнительная психология рассматривает изучение поведения в сравнении с психологией человека, этология же рассматривает поведение животных в контексте того, что мы знаем об анатомии и физиологии животного.

[4] Коэволю́ция — совместная эволюция видов, взаимодействующих в экосистеме. Коэволюция в системе «хищник-жертва»: Приспособления, вырабатываемые жертвами для противодействия хищникам, способствуют выработке у хищников механизмов преодоления этих приспособлений. Длительное совместное существование хищников и жертв приводит к формированию системы взаимодействия, при которой обе группы устойчиво сохраняются на изучаемой территории.

[5] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.С.188.

[6] Пример из книги Чарлза Маклина «Дети волка» (1977г): 1920, Индия: были найдены две девочки, примерно трех и шести лет, проживавшие среди волков в джунглях. Амала и Камала – так назвали найденных девочек, помещенных в специальный приют, - первоначально «питались лишь водой и молоком. Все попытки заставить их есть какую-либо пищу терпели неудачу. Но однажды днем они вышли в приютский двор в то время, когда там питались собаки. Не проявляя никакого страха, старшая подошла к собакам и присоединилась к их обеду... Девочка встала на четвереньки, опустила голову в миску, схватила зубами большую кость… Она обхватила ее руками так, как это сделал бы волк своими лапами, а потом начала обгладывать ее, катая по земле… Беда была в том, что девочки не могли ни ходить, ни стоять. Их ноги никак не распрямлялись, они всегда оставались согнутыми в коленях. Передвигаясь, дети ползали на коленях и локтях, чаще на коленях и руках, причем делали это чрезвычайно быстро.. Они спали мало, ночью обычно час или два, а днем в основном дремали, сидя в углу. Во сне скрежетали зубами и вскрикивали, но засыпали легко и просыпались при малейшем звуке. После полуночи девочки никогда не спали, постоянно находились в движении, иногда выли, но только ночью». Камала после смерти своей сестры, уже в возрасте 11 лет «знала примерно тридцать слов, если не считать той тарабарщины, которую она произносила, гуляя в саду, или сидя в своем углу. Но она понимала больше, чем могла выразить словами, и часто употребляла язык знаков, если не знала названия какого-либо предмета»

[7] Не случайно в известном стихотворении В.В. Маяковского, отражавшего настроения того времени, личность низводилась до «нуля».

«Единица – вздор, единица – ноль, - голос ее слабее писка. Кто его услышит? Разве жена – и то, если она не на базаре, а близко».

[8] Камю А. Мир о Сизифе; Бунтарь. Минск, 1998.С.27.

[9] Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990.№6.С.116.

[10] См.: Соловьев В.С. Собр.соч. т.26. с.370

[11] Толстой Л.Н. Полн.собр.соч.т.26.С.370.

[12] Толстой А.Н. Полн.собр.соч. т.26.С.394.

[13] См.: Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М., 1989.С.7-20.

[14] известен случай добровольного ухода из жизни в 1911 году дочери К.Маркса Лауры Лафарг и ее супруга французского социалиста Поля Лафарга именно по этой причине. В своем предсмертном письме они объяснили, что приближающаяся старость не позволяет им всецело отдаваться революционной борьбе и это лишает их возможности служить идеалам избранного ими смысла жизни. Найденный ими выход из создавшегося положения – самоубийство.

[15] Сент-Экзюпери А. Сочинения. М., 1964.С.199.