Знаковость и знаки

Понимать какое-либо явление культуры − значит, видеть в нем не просто чувственно воспринимаемую вещь, но его «невидимый» субъективный смысл, который для бытия всех и каждого обретает некие определенные значение и значимость. Только в этом случае мы можем говорить о познании и знании, которое мы накапливаем и которым делимся с другими. Таким образом, еще раз подтверждается тезис о неразрывном единстве материального и духовного в нашей культуре, поскольку практически любой артефакт перестает быть только фактом действительности и обретает некий культурологический смысл, то есть обладает знаковостью. Благодаря этому, носители информации, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками.

Знак есть чувственно воспринимаемый предмет, а также явление, действие, событие, которые выступают в качестве носителя, представителя других предметов, явлений или отношения между ними. В этом смысле знакноситель и хранитель информации о других носителях информации. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, «текста», который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, оно и становится фактом культуры. Явления культуры − это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация. К знаковым системам относятся разнообразные системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания.

Знаки и системы знаков исследуются специальной наукой − семиотикой. Она, в частности, выделяет «естественные», или неязыковые знаки. Под «естественными знаками» понимаются вещи и явления природы. Однако они становятся таковыми, когда указывает на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителя информации о них.

Неязыковые знаки делятся на:

- копии (изображения, иконические знаки);

- признаки (индексы);

- символы (знаки выражения)

Определяющей чертой иконических знаков является их сходство с тем, что они обозначают. Это сходство может быть большим или меньшим − от подобия лишь в некотором отношении до однозначного соответствия всех элементов и отношений. Это рисунки, фотографии и т.д.

Знаки-признаки несут информацию о неких отдельных свойствах и качествах означаемого, и могут вовсе не походить на него.

Символы − знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл, т. е. в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи и понятия, связанные с этим объектом. Слово «символ» часто употребляется не только в описанном здесь смысле, но также и для обозначения всякого знака вообще, т. е. как равнозначный слову «знак».

Смысл символа зачастую является многоуровневым, и на разных уровнях его понимания в него могут включаться различные историко-культурные смысловые слои. Глубинный историко-культурный смысл символа может быть понятным иногда только тому, кто знает его происхождение. Особое значение имеет символика в искусстве. Так называемое высокое искусство – это глубоко символическое творения человека.

► культура– это совокупность знаковых систем, с помощью которых человечество или данный народ поддерживает свою сплоченность, оберегает свои ценности, своеобразие своей культуры и ее связи с окружающим миром.

Эти знаковые системы, обычно называемые вторичными моделирующими системами (или языками культуры), включают в себя не только все виды искусства, различную социальную деятельность и модели поведения, господствующие в данном обществе (в том числе жесты, одежду, манеры, ритуалы и т. д.), но также традиционные методы, с помощью которых сообщество поддерживает свою историческую память и самосознание (мифы, история, правовые системы, религиозные верования и т. д.). Каждый продукт культурной деятельности рассматривается как текст, порожденный одной или несколькими системами.

Основа и основная ось семиотического понятия культуры – естественный язык.

Кроме того, что язык снабжает «сырым материалом» многие вторичные моделирующие системы, естественный язык – единственное средство, с помощью которого все системы могут быть интерпретированы, закреплены в памяти и введены в сознание индивида и группы. Ввиду его особого значения язык может быть назван первичной моделирующей системой, в то время как остальные системы могут быть названы «вторичными». Связь между первичной и вторичными системами может быть определена онтологически (ребенок овладевает языком до овладения другими культурными системами) и аналогично (вторичные системы строятся по образцу естественного языка или по крайней мере могут быть представлены как возникшие таким образом).

Культурные системы и язык называются моделирующими системами. Это означает, что они есть средства, с помощью которых человек познает, объясняет и пытается изменить мир вокруг себя. Они используют другие термины и средства, позволяющие человеку производить, сообщать, упорядочивать информацию, обмениваться ею и хранить ее.

Таким образом, понятие моделирования включает в себя как обработку, так и передачу информации. При этом информацией называется не только знание, но и ценности, и верования. Понятие «информация» приобретает очень широкое значение.

Все человеческие культуры включают в себя по крайней мере две вторичные моделирующие системы. Чаще всего это искусства, основанные на языке, и визуальные искусства (например, живопись), т. е. системы символические и иконические.

Культура с точки зрения семиотики – это механизм для обработки и сообщения информации.

 

Невербальная семиотика.Одним из элементов семиотики культуры является невербальная (несловесная) семиотика. Современная невербальная семиотика состоит из отдельных дисциплин, тесно связанных между собой. Это такие дисциплины, как паралингвистика, изучающая звуковые коды невербальной коммуникации, и кинесика – наука о жестах, жестовых процессах и системах. Они относятся к основным дисциплинам для изучения невербальной семиотики.

Языки жестов, иликинесика. Среди знаковых форм кинесики выделяют жесты, мимику, позы, телодвижения и манеры. Жест – «демонстративное выразительное движение человеческого тела или некоторого органа, сигнализирующего о чем–то, кинема». Языки жестов являются природной формой выражения индивидуально–психологических и общественных процессов. Языки жестов – часть бытовой жизни людей. Жесты с течением времени могут изменяться или даже исчезнуть. Они могут повторять речевую информацию, могут ей противоречить, замещать речевое высказывание, подчеркивать или усиливать какие–то компоненты речи, дополнять речь в смысловом отношении, регулировать речевое общение. При этом значимым оказывается контекст: человек, стоящий с поднятым вверх кулаком, – этот знак может интерпретироваться как приветствие, угроза или политический символ. Каждый народ и каждая культура имеют свой набор жестов, «немое кино». Несоответствие жестовых знаков порождает потенциальные сложности перевода их языковых обозначений. Жестовыми знаками могут служить позы – общие конфигурации тела и соотносительные положения его частей, как правило, более статичные, чем жесты рук и ног, но характеризующиеся этническими особенностями. Например, поза, когда человек стоит на одной ноге, используется представителями ряда австралийских племен и служит невербальным показателем ведущейся беседы людей, принадлежащих одному коллективу. В каждой культуре существуют стереотипные позы для разных возрастов и полов, социальных страт. Они выражают отношение к другому человеку, статус, физическое и психическое состояние, степень включенности в диалог, поиск участия, обман. Язык поз выражает индивидуальные и социальные взаимоотношения. Они могут регламентироваться этикетом, социальной иерархией, половыми различиями и др.

Паралингвистика.К невербальной семиотике паралингвистики относится в первую очередь голос. Разные характеристики звучания голоса могут быть обусловлены разными причинами: биологическими (тембр), психологическими (состояние), физиологическими (ломка у юношей), социальными («солидные» - медленнее), национально–этническими (финны - итальянцы) и культурными. В разных жизненных ситуациях человек пользуется разными голосами. Голосу, как и лицу, можно придавать определенное выражение – искренний, фальшивый и т. п. Столь же значим в общении тон голоса (способ передачи речи): спокойный и уверенный тон врача может благотворно подействовать на пациента.

Кроме того, невербальная семиотика изучает окулесику науку о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения, и аускультацию– науку о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей в процессе коммуникации. Наиболее полно аускультация проявляет себя в музыкально–певческой деятельности, в отборе, структурировании и смысловой фильтрации речи в процессе ее восприятия, а также в сурдопедагогике.

Окулесика.В пределах одной культуры и одного языка жестов выражения глаз имеют неизменное значение. При разговоре происходят речевые акты не только вербальные, но и с помощью языка глаз. Знаковость языка глаз зависит от таких признаков, как длительность, интенсивность, статичность/динамичность взглядов. В окулесике принято выделять следующие виды взглядов: односторонний взгляд, взгляд в лицо, прямой взгляд в глаза, совместный взгляд, контакт глаз (визуальный контакт), избегание взгляда, пропуск взгляда. Так, прямой взгляд в глаза обычно трактуется как вызов. Обычно он гипнотический или агрессивный, вызывает у адресата возбуждение и ставит его в затруднительное положение. Поэтому правилами этикета принято, чтобы прямой взгляд был коротким.

Соответственно названным функциям выражения глаз могут иметь следующие смыслы: готовность к коммуникации; подавление воли или влияния другого, контроль над партнером и его поведением; желание установить контакт и получить информацию; выражение чувств. Это относится к людям европейской и североамериканской культур. В Латинской Америке детей специально учат опускать глаза в разговоре со старшими. Жители Эфиопии смотрят во время беседы вниз – это общепризнанный знак проявления уважения к собеседнику. Африканцы, азиаты и индийцы считают большое число взглядов, направленных в лицо или глаза, знаком превосходства и неуважения. Арабы и южноамериканцы определяют малое число ответных взглядов как невнимание и проявление невежливости. Кочевники в Северной Африке, чьи лица прикрыты вуалью или иной материей, общаются друг с другом только «глаза в глаза», это дает возможность получить максимальную информацию при общении. В Древнем Китае по типу глаз и их выражению классифицировали и сравнивали людей, их свойства и характеры. Особое внимание в общении людей занимают зрачки. Как правило, они расширяются при повышенном эмоциональном состоянии или при удивлении. Очки с семиотической точки зрения создают эффект удвоения глаз и порождают целый комплекс дополнительных семантических значений его владельцу.Cегодня форма очков, их величина, окрашенность, манера надевать и снимать дают дополнительную информацию при коммуникации людей.

В невербальную семиотику входят также такие науки, как гаптика наука о языке касаний и тактильной коммуникации, и гастиканаука о знаковых и коммуникативных функциях пищи и напитков, о приеме пищи, культурных и коммуникативных функциях снадобий и угощений. Естественно, гастика изучает кулинарное искусство, врачебную деятельность, искусство приема гостей и обольщения людей, в частности, путем приготовления любовных порошков или напитков. Пищевая символика включает в себя не только образ поведения за столом, но также символические особенности праздничных блюд. Последние могут быть связаны с обрядами жизненного цикла (рождением, взрослением (инициацией), свадьбой, похоронами). Кроме того, особой символикой может быть проникнута пища, употребляемая во время календарных праздников (зимних, весенних, связанных с завершением сбора урожая и т. п.). Соответственно можно выделить символику ритуальную, религиозную, военную, государственную и т. д. В научной литературе, связанной с анализом семейных отношений у различных народов, пищевая символика весьма репрезентативна по отношению к культуре в целом.

Гаптика.Г. Е. Крейдлин выделяет целительные (терапевтические) касания и дьявольские прикосновения. К целительным касаниям относятся те, которые рассматриваются людьми как снимающие боль, болезнь. Так, в Англии прикосновение короля к золотушному больному рассматривалось как несущее оздоровляющий эффект. В современном мире к ним относится мануальная терапия, деятельность хилеров и экстрасенсов. К дьявольским прикосновениям относятся те, которые также обладают магическими свойствами, но при этом человек теряет чувствительность в этом месте – «дьявол проник в него» (характерное суеверие эпохи Средневековья). Отдельно рассматриваются рукоположениярукопожатия, возложение или наложение рук. Касания подразделяются на разные типы культурных и бытовых касаний. Бытовые касания сопровождают нас всю жизнь, от первой материнской ласки до последнего прикосновения ко лбу умершего. Они делятся на следующие типы: выражение дружбы, участия или заботы; выражение интимного отношения, установление контакта. Чаще всего бытовые касания проявляются в актах коммуникации социально неравных партнеров. Есть культуры, любящие касания. Это итальянская, арабская, турецкая, латиноамериканская культуры. У некоторых народов тактильная практика жестко регламентирована (Египет). В русской культуре касания – это всегда акт вторжения в личную сферу другого человека. На гаптику влияют социальное положение партнеров, пол, степень знакомства, отношение участников коммуникации друг к другу.

Нельзя не назвать и ольфакциюнауку о языке запахов, смыслах, передаваемых с их помощью, и роли запахов в коммуникации (медицина, парфюмерия, имиджмейкерство). «Кто владеет запахом, тот владеет миром» - «Парфюмер» П. Зюскинд. Запах – предельно эластичная культурная модель. Каждый раз она получает новое символическое наполнение в зависимости от требований момента. Исторически смыслы запахов очень подвижны (духи «Красная Москва» создавались изначально к 300-летию дома Романовых). Довольно широк разброс национальных предпочтений приятных запахов: у немцев приятные ассоциации вызывают запахи свежих, чистых простыней, леса, трав, у японцев – предметы, связанные с ванной, цветы. Напротив, традиционно неприятные запахи мочи, гниющих продуктов в ряде случаев могут расцениваться вполне позитивно. Бедуины смачивают тело мочой верблюда, эскимосы едят выдержанное мясо, а французы навязали миру свою любовь к резкому запаху заплесневелого сыра. Все же определенные неприятные запахи вызывают устойчивые ассоциации. Дешифровка запаха, как правило, регулируется культурными установками.

В круг наук, изучающих невербальную семиотику, входят также проксемика наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях, и хронемиканаука о времени коммуникации, о его структурных, семиотических и культурных функциях. Проксемика.Область проксемики – изучение структуры естественной или специально построенной коммуникативной среды, культурные функции и смыслы тех пространств, которые имеют непосредственное отношение к человеку. В каждой этнической культуре существуют свои каноны проксемики (например, разделение домов на женскую и мужскую части на Востоке, в Др. Греции). Одним из любимых предметов проксемики является семиология (наполнение культурными смыслами) различных частей дома, квартиры, комнаты (пентхаус, углы в доме). Проксемика обусловлена также правилами пространственного взаимного положения и ориентации тел во время общения (дистанция, расположение, разворот). Например, для скандинавов дистанция может восприниматься как интимная или личная, в то время как латиноамериканская или арабская культура расценивает это расстояние как социальную дистанцию. В женских парах расстояние между участниками коммуникативного акта меньше, чем в мужских, хотя с возрастом оно увеличивается. В групповом пространстве люди, сидящие в первых рядах в зале, оцениваются обществом как имеющие более высокий социальный статус. Даже за круглым столом, где, казалось бы, все сидят в равном семантически значимом пространстве, статус сидящих оценивается в зависимости от приближенности к наиболее важному лицу.

Крейдлин, исследовавший невербальную семиотику в полном объеме, предлагает также ввести в круг дисциплин, ее изучающих, и системологию, которую он обозначает как науку о системах объектов, каковыми люди окружают свой мир, о функциях и смыслах, которые эти объекты выражают в процессе коммуникации. Сюда он вводит язык украшений, язык одежды.

Важным элементом семиотики культуры является семиотика повседневности.

Семиотика повседневностинаучное исследование системы языков, пронизывающих повседневную жизнь человека. Знаковость вещей, жилища, одежды, поведения, социальных институтов, профессий, техники и технологии, знаковость речи – все это языки культуры, непосредственно проявляющие себя в повседневности. Нередко эти языки получают претворение в искусстве.