Лекция 8. Семиотика культуры

С развитием европейской мысли культура была определена как совокупность человеческих достижений, тем самым подчеркивалась ее социальная природа. С конца XIX в. философы стали акцентировать ее духовный смысл. Они утверждали, что культура – это не предметы, идеи и художественные образы, а тот смысл, который они несут человеку. Наконец, после появления в 20–30–е гг. XX столетия структурной лингвистики под ее прямым влиянием получили распространение формальные методы изучения культуры. Важнейшим среди них является семиотический. Впервые законченная семиотическая концепция культуры была предложена В. В. Ивановым, Ю. М. Лотманом, Б. А. Успенским, А. М. Пятигорским и В. Н. Топоровым на Славянском конгрессе 1973 г.Они ввели выражение «семиотика культуры» для обозначения области организации (информации) в человеческом обществе в противоположность дезорганизации (энтропии). Культура, таким образом, была определена как иерархическая знаковая система, или, точнее, иерархическая пирамида знаковых систем.

Поскольку смыслы не только привносятся человеком, но и накапливаются, передаются в пространстве и времени, можно констатировать что культура возможна лишь как информационный процесс.

Информация (от лат. разъяснение, изложение) первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным и другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств).

У животных информация кодируется хромосомными структурами клеток и нейродинамическими системами мозга. Передача информации от одного поколения к другому происходит генетическим путем. При этом опыт, накопленный отдельной особью в течение жизни, не наследуется ее потомками. Каждое новое поколение начинает накапливать опыт «с нуля».

В отношении культуры информационный обмен касается разнообразия смыслов, без чего не возможно понимание вообще. Причем этот обмен происходит не только в среде рационального, разумно понимаемого, но и иррационального, поскольку много в нашей жизни не поддается логическому объяснению, носит безотчетный, эмоциональный, интуитивный характер (верования, любовь, эстетический вкус, художественная фантазия и пр.).

Накопление, сохранение, переработка и передача социальной информации необходимое условие бытия культуры. Для этого у человека в процессе эго биологической и социальной эволюции накоплены уникальные средства. Прежде всего – это речь.

Для того чтобы создать культуру, человек должен был обрести некий дар. Согласно Библии этот дар – «называть вещи своими именами» – перволюди получили от самого Господа Бога. Однако речь сформировалась многочисленными поколениями людей, стремящимися всячески усовершенствовать свое общение друг с другом.

В речи наиболее очевидным образом проявляется способность человека наделять свои творения смыслом: люди приписывают звукам своей речи смыслы, которыми они физически − как колебания воздуха − сами по себе не обладают. Смысл они обретают исключительно как знаки.

Отличительное качество речи как одного из видов коммуникативной деятельности человека − использование языка. Знаковыми системами являются естественные (разговорные) языки − русский, английский и др., а также различного рода искусственные языки − язык математики, химическая символика, «машинные» языки, и т. д. Любой естественный язык − это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему культурному значению.

Языки – принципиальное, атрибутивное достояние человеческой культуры. Функции языка в том и состоят, что он служит людям, во-первых, как средство мышления, и, во-вторых, как средство общения. «Язык – дом бытия человека» (М. Хайдеггер).

Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Поэтому знать их необходимо для понимания любой культуры.