Геометрия резьбы.

Общие сведения.

Резьбовые соединения.

Лекция №5а.

Резьбовыми называются разъемные соединения, выполненные с помощью резьбовых крепежных деталей. Следовательно, чтобы получить резьбовое соединение необходимо две или более детали соединить с помощью крепежных деталей. Резьбовые соединения являются самыми распространенными. В современном машиностроении детали, имеющие резьбу, составляющие свыше 60% от общего количества деталей.

Причинами широкого распространения резьбовых соединений являются следующие их достоинства:

· Универсальность (возможность фиксации в значительном диапазоне);

· Возможность создания больших осевых усилий при приложении сравнительно небольших крутящих моментов к гайке или винту;

· Удобные формы и малые габариты;

· Простота изготовления (тела вращения) и достаточная точность.

 

Резьба образуется при движении плоского контура (например Δ) по винтовой линии по цилиндрической или конической поверхностям.

Резьба характеризуется следующими параметрами ( рис. 1.1):

 
 

1. Диаметрами – наружными, средними, внутренними.

Наружный диаметр резьбы d– диаметр цилиндра, описанного вокруг вершин наружной резьбы (винта). Этот диаметр является номинальным диаметром резьбы.

Внутренний диаметр резьбы d1 – диаметр цилиндра, описанного вокруг вершин внутренней резьбы.

Средний диаметр резьбы d2 – диаметр воображаемого цилиндра, на поверхности которого ширина витков и ширина впадин резьбы равны.

2. Формой и размерами профиля.

Профиль резьбы – контур сечения витка в плоскости, проходящей через ось резьбы.

Угол профиля α – угол между боковыми сторонами профиля, измеренный в осевой плоскости.

Угол наклона профиля γ или β – угол между боковой стороной профиля и перпендикуляром к оси резьбы, имеет место лишь у несимметричных профилей.

Высота теоретического профиля резьбы Н – высота полного треугольного профиля резьбы.

Рабочая высота профиляh – высота соприкосновения сторон профиля наружной и внутренней резьбы.

3. Параметрами, связанными с подъемом резьбы.

Шаг резьбы р – расстояние между одноименными боковыми сторонами профиля двух соседних витков, измеренное вдоль оси резьбы.

Ход резьбы р1 – расстояние между ближайшими одноименными боковыми сторонами профиля одного витка, т.е. ход – это величина относительного осевого перемещения винта за один оборот в неподвижной гайке, или же гайки за один оборот относительно неподвижного винта.

р1=nр,

где n – число заходов резьбы, равное числу винтовых линий (сказать как определяется).

Угол подъема резьбы φ – угол между линией развертки резьбы и окружности по среднему диаметру.

 
 

 


 

 

 

 

Основными параметрами резьбы, указываемыми в стандарте, по которым можно определить все остальные параметры, являются: диаметр d, профиль и шаг резьбы р (для многозаходной – еще число заходов).