Геометрия резьбы.
Общие сведения.
Резьбовые соединения.
Лекция №5а.
Резьбовыми называются разъемные соединения, выполненные с помощью резьбовых крепежных деталей. Следовательно, чтобы получить резьбовое соединение необходимо две или более детали соединить с помощью крепежных деталей. Резьбовые соединения являются самыми распространенными. В современном машиностроении детали, имеющие резьбу, составляющие свыше 60% от общего количества деталей.
Причинами широкого распространения резьбовых соединений являются следующие их достоинства:
· Универсальность (возможность фиксации в значительном диапазоне);
· Возможность создания больших осевых усилий при приложении сравнительно небольших крутящих моментов к гайке или винту;
· Удобные формы и малые габариты;
· Простота изготовления (тела вращения) и достаточная точность.
Резьба образуется при движении плоского контура (например Δ) по винтовой линии по цилиндрической или конической поверхностям.
Резьба характеризуется следующими параметрами ( рис. 1.1):
1. Диаметрами – наружными, средними, внутренними.
Наружный диаметр резьбы d– диаметр цилиндра, описанного вокруг вершин наружной резьбы (винта). Этот диаметр является номинальным диаметром резьбы.
Внутренний диаметр резьбы d1 – диаметр цилиндра, описанного вокруг вершин внутренней резьбы.
Средний диаметр резьбы d2 – диаметр воображаемого цилиндра, на поверхности которого ширина витков и ширина впадин резьбы равны.
2. Формой и размерами профиля.
Профиль резьбы – контур сечения витка в плоскости, проходящей через ось резьбы.
Угол профиля α – угол между боковыми сторонами профиля, измеренный в осевой плоскости.
Угол наклона профиля γ или β – угол между боковой стороной профиля и перпендикуляром к оси резьбы, имеет место лишь у несимметричных профилей.
Высота теоретического профиля резьбы Н – высота полного треугольного профиля резьбы.
Рабочая высота профиляh – высота соприкосновения сторон профиля наружной и внутренней резьбы.
3. Параметрами, связанными с подъемом резьбы.
Шаг резьбы р – расстояние между одноименными боковыми сторонами профиля двух соседних витков, измеренное вдоль оси резьбы.
Ход резьбы р1 – расстояние между ближайшими одноименными боковыми сторонами профиля одного витка, т.е. ход – это величина относительного осевого перемещения винта за один оборот в неподвижной гайке, или же гайки за один оборот относительно неподвижного винта.
р1=nр,
где n – число заходов резьбы, равное числу винтовых линий (сказать как определяется).
Угол подъема резьбы φ – угол между линией развертки резьбы и окружности по среднему диаметру.
Основными параметрами резьбы, указываемыми в стандарте, по которым можно определить все остальные параметры, являются: диаметр d, профиль и шаг резьбы р (для многозаходной – еще число заходов).