ЛЕКЦИЯ 2. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Вопросы:

1. Общая характеристика.

2. Лексико-грамматические разряды.

3. Категория рода имени существительного.

4. Типы склонения имени существительного.

5. Словоизменительные категории имени существительного. Форма и значение падежа (основные значения именительного падежа).

Рекомендуемая литература:

 

1. Русская грамматика. М., 1980, т.1

2. Современный русский язык в трех частях.,/Шанский Н.М., Тихонов А.Н.., ч.2. Морфология. М ., 1981.

3. Современный русский литературный язык / Под ред. Н.М.Шанского. М., 1981.

4. Чеснокова Л.Д . Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М, 1991.

5. Современный русский язык/ Р.Н.Попов, Д.П.Валькова, Л.Я.Маловицкий, А.К.Федоров. М., 1978.

6. Современный русский язык/Под ред. Д.Э.Розенталя. Ч.1. М., 1979.

7. Чеснокова Л.Д., В.С.Печникова. Современный русский язык в 3х частях. Ч.2, Ростов-на-Дону, 1997.

8. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. Ч. 2 и 3. М., 1985.

9. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

 

1.Имя существительное - часть речи, имеющая категориальное значение предметности и выражающая это значение в формах рода, числа, падежа.

Значение предметности в морфологии – это понятие не логическое, а грамматическое, поскольку в грамматике предметом считается все то, чему наше сознание способно приписывать различные признаки: качества, свойства, состояния, действия. В этом смысле грамматический предмет является носителем этих признаков.

Все имена существительные свободно сочетаются с глаголами и прилагательными, которые, как правило, уточняют или раскрывают содержание признака грамматического предмета.

Ядром имен существительных являются слова, лексическое значение которых совпадает с категориальным значением предметности. Это наименования конкретных предметов действительности: 1) живых существ, 2) собственно предметов. Другие имена существительные называют предмет в грамматическом смысле слова. К ним относятся наименования веществ, абстрактных понятий, различных свойств, качеств, процессов, действий, некоторой совокупности предметов как единого целого, например: вода, песок, грусть, вязкость, белизна, бег, хлам, студенчество.

Грамматическая предметность, которая реализуется в частных грамматических категориях существительного, позволяет превратить слова разных частей речи в имена существительные, например: Его «ах» да «ох»; его тихое «прости»; уютная столовая и т.д.

Имя существительное является частью речи среди категорий слов в классификации В.В.Виноградова, самостоятельной, знаменательной частью речи в традиционной классификации, первичной частью речи в классификации Л.Д.Чесноковой Л.Д.

 

2.Различное лексическое значение и связанные с ним особенности проявления грамматических категорий позволяют выделить среди существительных несколько лексико-грамматических разрядов: 1)собственные и нарицательные; 2)одушевленные и неодушевленные; 3) конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.

Следует обратить внимание на то, что не все лексико-грамматические разряды выделяются в действующих школьных учебниках.

Например, в учебнике «Русский язык» М.Т.Баранова, Л.Т.Григорян, а также в учебнике «Русский язык» М.М.Разумовской, П.А.Леканта не выделяются конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, что, на наш взгляд, видится совсем не оправданным решением автором.

Уделить внимание этим разрядам необходимо, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, сущность лексического значения предметности заключена в общей разрядовой семе, а ее выделение в слове всякий раз фиксирует внимание на слове как единице лексики, возвращая учащегося к методам лексического анализа; во-вторых, дальнейшее изучение грамматических категорий существительного невозможно без учета принадлежности к лексико-грамматическому разряду, поскольку, например, изменение по категории числа возможно только у конкретных существительных, одушевленность грамматически проявляется только у конкретных существительных, сочетаемость со словами меры возможна у вещественных существительных и т.д. Думается, не стоит упускать любую возможность взглянуть на слово как на системную единицу, на его парадигматические и синтагматические свойства.

Остановимся подробнее на лексико-грамматических разрядах.