Другие сведения.

Выездная налоговая проверка

В-пятых, проводят сравнительный анализ основных показателей налоговой отчетности (выручка, расходы и т.д.) со средними показателями отчетности налогоплательщиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности. .

 

При отборе кандидатов на выездные налоговые проверки налоговые органы руководствуются Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.

Конечным результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование информационных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе, т.е. формирование досье налогоплательщика:

1) Идентификационная часть.

2) Данные о совершенных налогоплательщиком хозяйственных операциях и сделках, которые могли оказать влияние на формирование налоговой базы.

3) Косвенные данные о хозяйственной деятельности.

4) Сигнальная информация в результате проведения контрольной работы.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Форма утверждена Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки»[9]. Новая форма решения пришла на смену трем различным документам. В настоящее время при назначении любой проверки инспекторы составляется Решение по установленной форме, в котором указывается основание для ее назначения.

В п. 2 ст. 89 НК РФ определено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Если речь идет о проведении проверки в отношении организации, являющейся крупнейшим налогоплательщиком, то решение о проведении проверки выносит тот налоговый орган, который осуществлял постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика (как правило, это межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам).

При назначении выездной налоговой проверки налоговым органом должен быть четко определен предмет проверки. Под предметом проверки в п. 2 ст. 89 НК РФ понимаются те налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке.

НК РФ не содержит запрета относительно возможности изменения в ходе выездной налоговой проверки состава проверяемых налогов. Расширение состава проверяемых налогов должно быть оформлено путем внесения изменений в решение о проведении проверки или путем принятия дополнительного решения.

В решении налогового органа должны быть указаны периоды, за которые проводится проверка. Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев.

С 1 января 2007 г. законодатель при определении срока проведения выездной налоговой проверки отказался от принципа «фактического нахождения на территории» и установил принцип календарного исчисления этого срока.

В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, причем срок этот исчисляется не с момента вручения решения проверяемому лицу (как было установлено ранее), а со дня вынесения решения о назначении выездной проверки (п.п. 6, 8 ст. 89 НК РФ).

В соответствии с приказом ФНС РФ от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@ основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

четыре и более обособленных подразделений - до четырех месяцев;

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту РФ на основании мотивированного запроса налогового органа, непосредственно проводящего проверку.

Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@ также предусмотрены случаи, когда решение о продлении срока проверки принимается руководителем (заместителем руководителя) ФНС России.