Внешнеэкономические связи
Внешнеэкономические связи –это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики.
Внешнеэкономические связи – формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.
К субъектам государства относятся носители прав и обязанностей, возложенных на них государством:
ü Регионы, находящиеся на самоуправлении,
ü Хозяйствующие субъекты (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и др.),
ü Индивидуальные предпринимательства.
Как экономическая категория ВЭС представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств.
Эти отношения охватывают все сферы экономической жизни государства:
- производственную,
- торговую,
- инвестиционную,
- финансовую.
Через механизм ВЭС спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства.
Это вызывает потребность в развитии производительных сил,
- способствует развитию промышленности,
- сельского хозяйства
- торговли
- сферы услуг
- финансовых учреждений
Эффективносить организаций ВЭС и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.
Классификация ВЭС – распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.
Классификационная система ВЭС состоит из видов и форм связей.
Вид ВЭС – это совокупность связей. Объединенных одним общим признаком, например, направлением товарного потока, и структурным признаком.
Классификационный признак, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывод товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку ВЭС делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.
Структурный признак классификации ВЭС определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью ВЭД государства. По структурному признаку ВЭС подразделяются на:
- внешнеторговые
- финансовые
- производственные
- инвестиционные.
Форма связи – это способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам ВЭС относят торговлю, бартер, туризм, инжиниринг, франчайзинг, лизинг и др.
Содержание внешнеэкономических связей состоит в безусловном обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе финансово-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений России, достигнутых, как правило, в рамках международной специализации и кооперации.
Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами, т.е. на правительственном уровне, по стратегически важным позициям через систему государственного заказа (госзаказа) и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту, с функцией периода исполнения госзаказа.
Государственный заказ – это директивный план, включающий контрольные цифры на производство экспортной продукции за счет государственных средств. Выдавая госзаказ государственное ведомство (министерство) берет на себя обязательство полностью оплатить его в обусловленный срок. Госзаказы реализуются через договор (соглашение), который заключается с предприятием – производителем экспортной продукции, предполагая взаимную материальную и финансовую ответственность сторон.
Особенность госзаказа состоит в стопроцентной гарантии оплаты исполненного предприятием обязательства. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размещать госзаказ на конкурентной основе, предъявлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству, техническим характеристикам и срокам исполнения.
Отличие внешнеэкономической деятельности от внешнеэкономических связей состоит в следующем:
а) внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импорной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами;
б) внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью, а также экономической и юридической независимостью;
в) исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.
Основной особенностью внешнеэкономических связей является наличие ведомственной опеки федеральных структур, определяющих их основные стратегические направления.
Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.
Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи не являются раздельными сферами функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию внешнеэкономической деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.