Понятия: управление и менеджмент

В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией или предприятием» стало «менеджмент предприятия». В настоящее время эти понятия чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и англоязычным «менеджмент». Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов.

1) В Советском энциклопедическом словаре понятие «управление» определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление трактуется как такое воздействие на общество, которое имеет целью его упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие.

2) В одном из первых отечественных учебников по научным основам управления производством (1969 г.) управление определялось как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства.

3) В Оксфордском русско-английском словаре (1994 г.) слово «управление» переводится на английский язык такими терминами, как management, administration, direction (они рассматриваются как синонимы). Содержание понятия management раскрывается широко и многосторонне как: 1) способ управления, руководства, направления или контроля; 2) искусство управления и руководства; 3) люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал.

Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций. На рис. 1.1 представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.

Искусство

Наука

УПРАВЛЕНИЕ Функции МЕНЕДЖМЕНТ

Процесс

Люди

Орган или аппарат

 

 

Рис. 1.1. Подходы к определению сущности понятий «управление» и «менеджмент»

 

В современном мире понимание менеджмента как искусства базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, управление которыми требует учета огромного числа факторов внешней и внутренней среды. Принятие управленческих решений в этих условиях — это действительно искусство, базирующееся на знаниях, умениях, интуиции и опыте людей, управляющих организациями.

 

Понятие об управлении как искусстве, те. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы мира искусства и мира науки не осознавались сколько-нибудь отчетливо. Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития менеджмента, насчитывающей, как известно, несколько тысячелетий. Начало положило зарождение письменности в древнем Шумере, одним из важнейших результатов которого стало образование особого слоя «жрецов-бизнесменов», успешно осуществлявших религиозно-коммерческие и торговые операции. В последующие годы происходило накопление искусства как в области управления государственными делами, так и управления бизнесом.

Управление как наука имеет свой предмет изучения (деятельность по управлению), свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики.

 

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце XIX в., хотя достаточно четкое разграничение науки и искусства произошло в XVIII в., когда представление об искусстве стало соединяться с понятиями «прекрасное», «чувственное», «эстетическое», а научная деятельность начала все больше связываться с «разумом», «логикой», «рассудком». Первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления, появились за рубежом к концу XIX — началу XX в.

 

На всем протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

 

Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. Рассмотрение управления с этих позиций связано с разработкой таких вопросов, как состав, содержание всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в процессе управления. В соответствии с Англо-русским международным словарем (1991 г.) менеджмент предполагает выполнение таких функций, как руководство, контроль и наблюдение за любым промышленным или бизнес-проектом (видом деятельности), а также ответственность за их результаты.

 

Впервые состав управленческих функций был сформулирован А. Файолем (1841-1925), который разделил всю деятельность по управлению на пять основных частей: планирование, организовывание, распоряжение, координация и контроль. В последующих разработках состав функций управления пополнялся, в том числе и за счет детализации тех или иных видов управленческих работ. Поэтому в ряде современных работ в состав функций управления включаются еще и мотивация, руководство, коммуникации, исследования, оценки, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров и заключение сделок и др.

 

Управление как процесс фокусирует внимание на взаимосвязанности отдельных управленческих функций в пространстве и времени. Все проблемы управления при этом рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. через взаимоувязанные между собою управленческие действия (процедуры), задачей которых является принятие решений для реализации целей организаций.

 

Два последних подхода к раскрытию сущности менеджмента и управления связаны с людьми, образующими специфический орган — аппарат управления. Аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента. Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его структуре и связях между звеньями и уровнями, на степени централизации и децентрализации в распределении функций, на полномочиях и ответственности работников, занимающих разные позиции (должности) в аппарате. Люди, занятые в нем, обязаны обеспечить эффективное использование и координацию всех ресурсов организации (знания, капитала, технических систем, материалов, труда, информации) для достижения ее целей. Поэтому они должны:

• знать, как планировать, организовать и управлять организацией и людьми;

• знать и уметь применять технологию управленческих работ в определенной области (например, общем менеджменте, финансах или маркетинге);

• знать особенности той организации, в которой они работают (ее цели, политику, историю, сильные и слабые стороны, роль в отрасли, культуру и т.п.).

Перечисленные выше требования имеют особенно большое значение для руководителей. Между тем, обследования, проводимые на отечественных предприятиях, показывают, что лишь немногие из них обладают таким качеством, например, как умение управлять людьми. Интересные данные приводит Г. Клейнер (см. Вопросы экономики. 1998. № 9. С. 63): среди 17 качеств, которыми должен обладать директор, управленческий персонал на первое место поставил «умение подобрать коллектив, создать «команду» (80,8% опрошенных); фактически же этим качеством обладают всего 8,3% директоров. Столько же (8,3%) наших высших руководителей «готовы передавать другим свои знания и умения», а объективная оценка работы подчиненных свойственна всего 8,7% директоров. Очевидно, что такое положение надо радикально менять, если мы не хотим плестись в хвосте цивилизованного мира.