Теории происхождения государства и права

Основные теории происхождения государства и права:

Ø теологическая теория – одна из самых первых. Ее главный тезис сводится к тому, что государство и право, как и весь мир, являются результатом божественного творения ("вся власть от Бога"). Государственная власть вечна. Люди должны безропотно подчиняться государству и действующим правовым нормам. Данная теория возникла и имела широкое распространение в Древнем мире и в период средневековья (Ф. Аквинский). В настоящее время она пропагандируется различными теологическими школами. Основными представителями этой теории являются: Фома Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, Кост-Флорэ. Данная теория обосновывает две основные идеи. Первая состоит в доказывании божественного происхождения государственной власти. Вся власть от бога. Вторая задача заключается в том, чтобы подчинить светские власти церкви. Т.к. нет научных доказательств существования Бога, то данная концепция не может быть признана достоверной.

Ø патриархальная теория - ее родоначальником является древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.). Смысл этой концепции таков: государство возникло в результате разрастающейся из поколения в поколение семьи. Власть монарха есть продолжение власти отца. Монарху надо также безотчетно подчиняться, как отцу. Эта доктрина верно отметила, что возникновение государства связано с увеличением численности и плотности населения, ростом количества патриархальных семей в период разложения первобытного общества. Однако, нет исторических сведений, доказывающих непосредственное влияние семьи на происхождение государства.

Ø договорная теория - возникла в античном мире, прежде всего у древнегреческого философа Эпикура (IV-III вв. до н.э.). Фундаментальная идея этой концепции – государство возникло в результате заключения общественного договора как инструмента выражения общей воли. Люди свободно договорились о создании правительств, которые действуют по их поручению и могут быть ими смещены. Гуманистический, демократический потенциал этой теории несомненен. Она являлась главным идеологическим аргументом буржуазии в борьбе против феодалов, абсолютизма и церковного мракобесия. Однако в научном плане эта доктрина несостоятельна: истории не известны факты происхождения государства на основе договора, заключенного между людьми, поэтому предлагаемая конструкция чисто умозрительна.

Ø теория естественного права(Аристотель, Цицерон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) выдвигает следующую модель возникновения права. Действующее в обществе право разделяется на естественное и положительное. Естественное право принадлежит человеку всегда, дается Богом, а положительное устанавливается людьми. Естественное право существует до возникновения позитивного права, т. е. появляется вместе с человечеством и лежит в основе позитивного права. Оно соответствует природе человека и своим происхождением не обязано государству, т. к. появилось в догосударственный период развития общества. Государство не смеет нарушать естественные права человека. Оно обязано создать благоприятные условия для их реализации. Данная концепция наполнена притягательными гуманистическими и либеральными идеями, поэтому в XVIII-XIX вв., когда буржуазия боролась за власть, получила очень широкое распространение. В настоящее время она не столь популярна. Главный ее порок – возникновение права связывается не с социальными переменами, с общественными потребностями, а с божественным творением или человеческой природой.

Ø теория насилия получила развитие в XIX в. (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский). Ее отправное положение – государство возникает в результате насилия, как правило, завоевания. Победившие превращаются в господствующий класс, потерпевшие поражение – в угнетенных. Таким образом, государство возникает в силу действия внешних причин. В этом утверждении – главный порок данного учения. Государство и право возникает в силу внутренних причин развития общества. Нельзя исключать, что завоевание могло иметь место в процессе создания государства в частном случае у отдельных народов, но оно не было основной причиной происхождения данного социального явления, не носило универсального характера.

Ø психологическая теория - представители этой теории (Цицерон, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, З. Фрейд, Дж. Ф. Мейтленд-Джонс) обосновывают происхождение государства и права особыми свойствами человеческой психики: врожденной потребностью жить вместе, осознания массой своей зависимости от власти, биопсихологическими, сексуальными инстинктами, деятельностью той или иной «сильной личности».

Ø материалистическая теория(до недавнего времени эту теорию называли марксистско-ленинской) объясняет возникновение государства и права прежде всего внутренними закономерностями развития общества. Эти социальные институты не вечны, они появляются только на определенном этапе истории человечества. Главная причина их происхождения кроется в повышении эффективности общественного производства, появлении прибавочного продукта, крахе родоплеменного строя, расколе общества на классы. Государство и право имеют предназначением умерить столкновение классов ради сохранения общества. Марксизм лучше других доктрин раскрывает причины возникновения государства и права. Ее недостаток – преувеличение влияния классовой борьбы на появление государства и права. Т.е. в соответствии с данной теорией возникновение государства и права рассматривается как естественно-исторический процесс развития общества. Основными представителями являлись К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин.

Ø теория гидравлического происхождения государства -в основе этой теории лежит концепция К. Витфогеля, в соответствии с которой обосновывается происхождение государств в странах Древнего Востока: Древнем Египте, Шумере, Древнем Китае и др. странах.

К. Витфогель считал, что основной причиной возникновения государств в странах этого региона являлась объективно существовавшая потребность организовать огромные массы людей для строительства ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и др.). Без решения задачи обеспечения водой соответствующих регионов люди были обречены либо на изменение места жительства, либо на вымирание.

Ø органическая теория - ее представители: английский социолог Г. Спенсер, швейцарский юрист - И. Блюнчли, французский социолог - Вормс. По его мнению, государство возникают одновременно с возникновением людей и совершенно так же как и организм, растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть представляет собой средство для достижения людских целей.