ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ

 

№31

1. Закончите предложения, употребляя данные глаголы в нужной форме: оговориться, проговориться, разговориться, заговориться, наговориться

2. Вставьте вместо точек глагол говорить с разными приставками.

3. Выпишите фразеологизмы со словом язык

№32

1. Напишите мини-сочинение на тему «О необходимости изучения языков».

2. Используйте глаголы: МОЧЬ, УМЕТЬ, ХОТЕТЬ, НАЧАТЬ

3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркивая корни с чередующимися гласными и ставя в словах с этими корнями ударение.

№33

1. Напишите мини-эссе (5-7 предложений), в котором вы соглашаетесь (или не соглашаетесь) с русскими пословицами.

2. Соедините идиомы и значения. У нескольких идиом может быть одно значение (синонимы).

3. Решите кроссворд и запишите ответы:

№34

1. Допишите предложения:

2. Составьте словосочетания по схеме глагол+существительное со словами, приведенными ниже.

3. Составьте и запишите кластер по теме КазГАСА

№35

1. Соедините синонимы.

2. Соедините стрелками определения, которые походят к словам в рамке. Образуйте от существительных прилагательные и составьте с ними по одному предложению.

3. Вставьте пропущенные буквы.

№36

1. Заполните тест по прослушанному тексту.

2. Составьте предложения из данных слов и словосочетаний

3. Письменно составьте диалог между читателем и библиотекарем и заполните требование на книгу.

№37

1.С данными словами составьте словосочетания. Укажите, как можно проверить написание выделенных гласных.

2.Составьте текст-описание одного из научных открытий, о котором вы узнали недавно

3. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне слова.

№38

1. Фрагменты каких фильмов здесь представлены? Напишите об одном из них (сюжет, актеры

2. Написать сочинение на одну из тем: «Мой любимый фильм», «Мой любимый актер»

3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

№39

1. Составьте текст-пожелание молодому человеку, который занимается творчеством и готовит свою выставку.

2. Составьте предложения, используя данные слова и словосочетания.

3. Составьте текст-описание народных промыслов казахов.

№40

1. Впишите подходящие слова из данных по тексту.

2. Составьте текст описание по картинкам (5-7 предложений) .

3. Спишите. Выделите предложения с деепричастными оборотами.

№41

1. Заполните тест

2. Найдите синонимы к словосочетаниям и запишите их

3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркивая корни с чередующимися гласными и ставя в словах с этими корнями ударение.

№42

1. Выпишите предложения из данного текста, имеющие переносное значение.

2. Составьте и напишите несколько предложений с данными словами и словосочетаниями.

3. Перепишите текст. Подчеркните словосочетания в переносном значении.

№43

1. Соедините слова и объяснения их значений. Полученные определения запишите.

2.Напишите, как вы понимаете пословицу, данную ниже.

3. Подберите синонимы к выделенным словам и запишите.

№44

1. Составьте текст пожелания своему другу (подруге), который отправляется в дальнее путешествие.

2. Правильно запишите предложения, прочитав значения данных слов.

3. Запишите подходящие по стилю варианты из скобок:

№45

1. Объясните и запишите слова и выражения из текста:

2.Составьте предложения, используя данные словосочетания.

3. Составьте текст-описание универсального робота (робот-танцор, робот-друг, умный робот)

№46

1. Соедините слова из двух колонок в словосочетания. Составьте предложения из данных слов и словосочетаний и запишите.

2. Спишите текст. Выделите слова по теме «Отель». Числительные напишите словами.

3.Выполните упражнение. Дополните предложения, используя слова гостиница или гостиная:

№47

1. Образуйте прилагательные от данных существительных.

2. Запишите предложения .

3. Опишите вашу столовую и меню.

№48

1. Подчеркните основу предложения и обстоятельства.

2. Подчеркните основу предложения и обстоятельства. Напишите вопросы, на которые отвечают обстоятельства (в скобках), обозначьте, какой частью речи они выражены.

3. Образуйте существительные от данных глаголов по образцам, не забывайте при этом о чередовании согласных и гласных в корнях слов.

№49

1. Вместо точек поставьте пропущенные глаголы в нужной форме.

2. Образуйте предложения с согласованными и несогласованными определениями.

3. Вместо точек поставьте необходимые по смыслу глаголы в нужной

4. форме.

№50

1. Выпишите глаголы из поэтического текста и составьте с ними предложения (5-7)

2. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните глаголы.

3. Напишите эссе 5-7 предложений на тему «Дорог не подарок, а внимание»

№51

1. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите их вид по значению. Составьте с ними предложения.

2. Подберите прилагательные (по 5 на каждое существительное), составьте диалог, используя полученные словосочетания

3. Подберите прилагательные к данному словосочетанию и нарисуйте кластер (схему)

№52

1. Подберите к словам определения (их может быть несколько). Допишите окончания прилагательных. Запишите свои варианты.

2. Напишите цифрами, сколько времени:

3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы

№53

1. Подберите к глаголамбесприставочные видовые пары. Запишите их и передайте в рисунках значения этих глаголов.

2. Образуйте видовые пары глаголов и подчеркните приставки, с помощью которых образованы глаголы совершенного вида:

3.Образуйте однократные глаголы совершенного вида с помощью суффикса– ну (ть).

№54

1. Напишите, как вы назовете человека, который:

2. Вставьте слова, подходящие по смыслу

3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

№55

1. Составьте простые предложения из слов, опираясь на текст АРМа.

2. Допишите окончания. Обозначьте падеж.

3. Письменно соедините идиомы с их значениями:

№56

1. Дополните названия видов спорта и составьте с ними предложения, используя числительные.

2. Напишите словами следующие числительные, образуйте форму порядковых числительных. Чем отличаются порядковые числительные от количественных?

3. Напишите эссе (5-7 предложений) на одну из тем: «Спорт – здоровье». Используйте пословицы и поговорки:

№57

1. Заполните тест

2. Напишите о своей семье, опираясь на следующие вопросы.

3. Запишите предложения, вставляя вместо точек год или лет в нужном падеже.

№58

1. Сформулировать понятия, вставив пропущенные слова.

2. Из данных словосочетании образуйте предложения.

3. Сгруппируйте однокоренные слова .

№59

1. Слова в скобках поставьте в нужной форме с предлогами или без них.

2. Составьте все возможные словосочетания по модели какой + кто (что).

3. Придумайте 6 предложения с обращением и запишите их в тетрадь, так, чтобы обращения находились в начале, в середине и в конце предложения.

№60

1. Выпишите все имена существительные и определите падеж имен существительных в первом абзаце текста «Природа Казахстана»

2.Выпишите из текста имена существительные в именительном падеже.

3. Составьте с данными словами и словосочетаниями предложения.

 

 

Казахские обычаи и традиции  

 

1. Ат қою

Наречение. Казахи придают особое значение этой торжественной церемонии. Ребенку стараются дать красивое имя или имя знаменитого человека, чтобы он стал похож на того человека. При этом обряд поручается выполнить уважаемым людям, которые тут же и благословляют новорожденного (бата). Вместе с тем, родители избегают называть детей именами великих и святых. Имена в прежние времена часто давались в зависимости от обстоятельств, имевших место при рождении ребенка. Например, если мальчик появился в месяце Наурыз, то сына называли Наурызбаем, если во время айта — Айтбаем, во время сенокоса — Шөптібаем. Если рождались одни девочки, то им давали имена Үлбосын, Үлтуған, Үлмекен (үл — мальчик) в надежде, что следующим родится обязательно наследник. Чтобы не сглазить, ребенку давали и такие смешные имена, как Башай, Коскулан, Итемген, Кушік и т.п. В наше время очень часто детям дают имена многоуважаемых людей: Бауыржан, Абай, Олжас, Сэкен, Абылай, Фариза [64].

 

 

 

 

2. Бесікке салу

«Бесік» - колыбель - считается священной реликвией в каждой семье. Ее в большинстве случаев дарят внуку родственники по линии матери «нағашы». Бесік бережно хранится в доме и передается из поколения в поколение. Иногда сыну может посчастливиться спать в колыбельке, в которой некогда спал его отец.

Когда ребенка впервые укладывают в колыбель, проводится обряд «бесікке салу» (укладывание в колыбель). Право осуществить такую ответственную миссию поручается, как правило, специально приглашенной мудрой и уважаемой бабушке, имеющей многочисленное потомство.

Прежде чем укладывать младенца в колыбель, к ее изголовью привязывают амулет, который, согласно поверью, будет защищать его от злых духов.

После того, как уложили малыша, колыбельку накрывают семью различными вещами, каждая из которых имеет определенный смысл и, согласно поверью, может оказать влияние на судьбу ребенка. Например, шуба или дорогой чапан – символ богатства, положения в обществе, уздечка означает пожелание родителей видеть сына сильным и ловким, способным обуздать любого коня, а кебенек – походная одежда для героев и храбрецов, - сулит ему славу батыра – защитника Отечества.[65]

 

 

 

 

3. Қырқынан шығару

На 41 день со дня рождения ребенка женщины, собравшиеся в доме ново­рожденного, купают малыша, впервые стригут ему волосы и ногти. За это исполнившим обряд, полагается дарить подарки в знак благодарности, а всех присутствовавших при знаменательном событии, приглашают к дастархану. Кстати говоря, у казахов числа 3, 7, и 41 считаются особенными, благодатными [68].

 

 

 

 

4. Тұсаукесер.

Разрезание пут. Этот ритуал проводится, когда малыш делает первые шаги. Его ножки обвязывают тонким пестрым шнурком или веревкой, сплетенной из травы, разрезать которые доверяют энергичному многодетному человеку. Обряд сопровождается песнями и пожеланиями, чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни. Ритуал завершается тоем. В старину после "тұсаукесер" ребенку дарили коня и седло. Пестрый шнурок подразумевает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы — будущий джигит должен уметь преодолевать трудности. Веревка, сплетенная из травы, означает процветающую жизнь и много детей [72]

 

 

 

 

5. Сүндет тойы

Когда мальчику исполняется 3, 5 или 7 лет (в нечетный год), он должен пройти через обряд обрезания. Обычай называют религиозным, хотя ему следуют не только мусульмане. Казахи считают обрезание родительским долгом и относятся к нему как к семейному празднику. Приглашаются гости, готовится угощение, виновнику торжества дарят коня и множество других подарков [65].

 

 

 

 

6. Тілашар

В семилетнем возрасте мальчиков отдавали в медресе или в школу для получения образования. В их жизни это было знаменательное, запоминающееся событие. В первый день занятий ребенка одевали особенно нарядно, дарили школьные принадлежности и устраивали небольшой праздник. Этот той назывался — "тілашар". Старшие благословляли своих детей, напутствуя их словами: "Будь ученым", "Будь акыном" и т. д.

Такой обычай помогал ребенку почувствовать, что на него возлагают надежды, что он уже взрослый и для него открывается новый мир [74,75].

 

 

7. Ашамайға мінгізу

Этот торжественный обряд имеет огромное воспитательное значение и знаменует собой новый этап в жизни мальчика. В возрасте 6-7 лет ему дарят коня, торжественно вкладывают в руки камчу и сажают на оседланного укрощенного коня, провозглашая, что отныне он джигит. Это возвышает ребенка, у него появляется чувство ответственности. Заодно ребенка приобщают к труду. В торжественный момент "Ашамайга мінгізу" дедушка ребенка благословляет внука, а бабушка радостно осыпает его "шашу". Дети постарше устраивают байгу, а взрослые — небольшой той [75].