Общество и власть

ГОСУДАРСТВО

 

Обществоколлектив людей, объединенных совместной деятельностью по созданию необходимых условий его нормального существования.

Главными признаками любого обществаявляются:

Ø коллектив людей;

Ø коллектив людей объединяется в целях решения жизненно-важных задач;

Ø для нормального функционирования общество вырабатывает систему управления, ее сущность заключается во властном воздействии на членом общества;

Ø в обществе складывается и функционирует своя нормативная система, т.е. совокупность всех социальных норм, существующих в обществе и оказывающих регулятивное воздействие на поведение людей.

Все сказанное также относится и к первобытному обществу.

Общество отличается от животного мира следующими основными элементами и признаками:

Ø это совокупность индивидуумов наделенных волей и сознанием;

Ø общий интерес (цель), имеющий постоянный и объективный характер;

Ø взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов;

Ø регулирование общественных отношений посредством общих обязательных правил поведения;

Ø наличие организованной силы (власти), способной обеспечить внутренний порядок и безопасность общества;

Ø способность и возможность самообновления, самосовершенствования общества.

Таким образом, обществомназывается устойчивое объединение людей, которые проживают на одной территории, имеют общие язык, культуру и сходный образ жизни.

Первобытное общество –это исторически первая коллективная форма существования людей. Степень развитости этой формы, как собственно, и любого др. общества, определяется уровнем развитости базовых первичных общественных отношений. К этим отношениям принято относить:

Ø производство материальных и духовных благ;

Ø отношения распределения продуктов труда и обмена ими;

Ø управленческие отношения по управлению общественными процессами.

Первобытное общество характеризуется тем, что там экономика была крайне не развитой, собственность была общественная, распределение осуществлялось не по труду, а потребности. Господствовал принцип равенства людей между собой везде и во всем. Для налаживания нормальной жизнедеятельности первобытного общества, первобытные коллективы на собраниях всех взрослых людей выбирали старейшину. Старейшины осуществляли управление общими делами рода. В последующем происходит объединение нескольких родов в одно сообщество – племя. В этом случае совет старейшин выбирает вождя племени и уже вождь осуществляет общее управление всеми родами. Некоторые специалисты утверждают, что первобытные люди знали и такую форму коллективизма, как фратрия – союз племен. По отношению к этому союзу можно применить даже термин «федерация», а если союз временный – «конфедерации» (о них мы будем говорить позже). Эти мысли высказывал Андрей Иванович Денисов.

Кроме власти в первобытном обществе существовала и своя система нормативного регулирования. Она включала в себя первобытные правила поведения – мононормы. Это название первобытные нормы получили в силу того, что в них не было разделения на прав и обязанности первобытного человека. Главную роль в системе нормативного регулирования первобытного общества играли запреты – табу. Однако кроме запретов первобытное общество знает и дозволении и обязывания. Однако это более поздний период его существования. Социальные нормы и власть в первобытном обществе опирались лишь на авторитет власти и норм.

Властьэто способность и возможность одной социальной группы управлять др. с помощью таких средств как авторитет, право и насилие.

В учебной литературе иногда разделяют понятия «причины» и «закономерности» возникновения государства и права. Вряд ли это обосновано. Причина – это конкретное обстоятельство с необходимостью порождающее следствие. Связь между причиной и следствием носит устойчивый и постоянный характер, эта связь может быть понята как закономерность.

В литературе считается, что в основе возникновения государства и права (а также и в основе разложения первобытного общества) лежат пять основных причин – закономерностей:

Ø общественное разделение первобытного труда – отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесленников из всей массы производителей труда, появились купцы;

Ø появление частной собственности;

Ø появились богатые и бедные;

Ø частная собственность и разделение первобытного общества на богатых и бедных расставило всех членов общества по отношению к средствам производства диаметрально противоположным образом, именно как класс обладающих средствами труда, и класс нанимающихся на работу (т.е. появилось разделение общества на классы);

Ø появление чиновничьего аппарата, т.е. коллектива людей профессионально занимающихся управлением делами первобытного общества в целях налаживания нормальных условий жизнедеятельности распадающегося первобытного общества.

2. Государство: понятие и признаки

Государство - это территориальная организация суверенной политической власти, управляющая делами всего общества в целях реализации общесоциальных интересов.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков:

Ø государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства;

Ø государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство - единственный носитель суверенной власти. Суверенитет может быть: внутренним – полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы и внешним – полная независимость во внешнеполитической деятельности государства, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне;

Ø государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество - исключительная прерогатива государства;

Ø государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц - государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять;

Ø наличие публичной власти, т.е. совокупности аппаратов подавления (специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли - армия, полиция (милиция), прокуратура, суды, система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии)) и управления (органы законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета. Публичной эта власть называется потому что она не совпадает с обществом, она выступает от его имени, от имени всего народа;только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность;

Ø один из важнейших признаков государства, - это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право - без государства;

Ø сбор налогов с населения – для содержания публичной власти, обеспечения социально-регулятивных функций государство нуждается в материальных средствах, которые обеспечиваются сбором налогов с населения;

Ø административно-территориальная организация населения (области, провинции, департаменты и т.д.) (с 1 марта 2008 г. стало 83 субъекта Федерации). Территория государства – то пространство, на которое распространяется его юрисдикция.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлением.