Последователи Тейлора. Рационалистическая школа
ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗНЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛ
1. Школа «научного управления» (1885—1920).
Эта школа связана сименами Ф. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилберт, Г. Гантта.
Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Составными элементами системы Тейлора, которая противостояла методу волевых решений, являлись: 1. развитие науки о труде, на основе выводов которой люди могут справедливо вознаграждаться (под наукой Тейлор понимал систему наблюдений); 2. проектирование наиболее рациональной организации процесса труда; 3. изучение с помощью хронометража затрат времени и движений преимущественно молодых, здоровых и добросовестных людей, которые овладели типичными операциями; расчет для них норм выработки на основе эталонной трудоемкости и стимулирование их высокими заработками; 4. математический способ расчета затрат времени, ресурсов и проч.; 5. дифференцированная система заработной платы; 6. обоснование концепции функционального руководства в группе; 7. авторитарное руководство, жесткий контроль, наказания; 8. разработка предложений по экономическому стимулированию; 9. максимальная специализация, в том числе и в управлении; 10. некоторые мероприятия в духе патернализма (отношение администрации к рабочим как к младшим членам семьи, покровительство); 11. разумный отбор и развитие (обучение) рабочего; 12. • постоянная и тесная кооперация менеджеров и исполнителей. |
Г. Гантт(1861—1919) родился в семье плантатора. Он был помощником Тейлора, когда тот работал в должности главного инженера, и внес немалый вклад в решение проблем оперативного управления и календарного планирования.
Видными последователями Тейлора были его соотечественники муж и жена Лилли. и Фредерик Гилберт. Они изучали трудовые операции, используя кинокамеру и изобретенный ими специальный прибор — микрохронометр, который мог измерять и фиксировать сверхкороткие промежутки времени.
Инженер-механик Г. Эмерсон,разделявший большую часть убеждений Тейлора, в 1908 г. написал книгу «Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы». В ней он обратил внимание на важность оптимальной структуры организации, неэффективность которой, по его мнению, может снизить экономию на масштабах, а также на большое значение стандартизации.
Наиболее важные идеи Эмерсон высказал в книге «12 принципов эффективности» (1913), из которой видно, что он, в сущности, «дрейфовал» в сторону классического направления: 1) отчетливо поставленные цели (исходный пункт управления); 2) здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске их причин; 3) компетентная консультация с целью совершенствования управления на основе привлечения профессионалов; 4) дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением; 5) справедливое отношение к персоналу; 6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; 7) диспетчирование по принципу «лучше диспетчировать хотя бы неспланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее»; 8) нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов; 9) нормализация условий труда; 10) нормирование операций, состоящее в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени; 11) письменные стандартные инструкции; 12) вознаграждение за производительность |
Методологическую основу этой школы составлял так называемый традиционный (функциональный) подходк организации, которая рассматривалась как нечто состоящее из самостоятельных, изолированных друг от друга элементов. Считалось, что их деятельность подчиняется определенным общим закономерностям, выявлением и использованием которых (но вне связи с остальными) должны заниматься менеджеры.
Сегодня прямой рационализм характерен для предприятий с жесткой технологией.