Последователи Тейлора. Рационалистическая школа

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗНЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛ

1. Школа «научного управления» (1885—1920).

Эта школа связана сименами Ф. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилберт, Г. Гантта.

 

Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

Составными элементами системы Тейлора, которая противостояла методу волевых решений, являлись: 1. развитие науки о труде, на основе выводов которой люди могут справедливо вознаграждаться (под наукой Тейлор понимал систему наблюдений); 2. проектирование наиболее рациональной организации процесса труда; 3. изучение с помощью хронометража затрат времени и движений преимущественно молодых, здоровых и добросовестных людей, которые овладели типичными операциями; расчет для них норм выработки на основе эталонной трудоемкости и стимулирование их высокими заработками; 4. математический способ расчета затрат времени, ресурсов и проч.; 5. дифференцированная система заработной платы; 6. обоснование концепции функционального руководства в группе; 7. авторитарное руководство, жесткий контроль, наказания; 8. разработка предложений по экономическому стимулированию; 9. максимальная специализация, в том числе и в управлении; 10. некоторые мероприятия в духе патернализма (отношение администрации к рабочим как к младшим членам семьи, покровительство); 11. разумный отбор и развитие (обучение) рабочего; 12. • постоянная и тесная кооперация менеджеров и исполнителей.

Г. Гантт(1861—1919) родился в семье плантатора. Он был помощником Тейло­ра, когда тот работал в должности главного инженера, и внес немалый вклад в ре­шение проблем оперативного управления и календарного планирования.

Видными последователями Тейлора были его соотечественники муж и жена Лилли. и Фредерик Гилберт. Они изучали трудовые операции, используя кинокамеру и изобретенный ими спе­циальный прибор — микрохронометр, который мог измерять и фиксировать сверх­короткие промежутки времени.

Инженер-механик Г. Эмерсон,разделявший большую часть убеждений Тейлора, в 1908 г. написал книгу «Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы». В ней он обратил внимание на важность оптимальной структуры организа­ции, неэффективность которой, по его мнению, может снизить экономию на масш­табах, а также на большое значение стандартизации.

Наиболее важные идеи Эмерсон высказал в книге «12 принципов эффективно­сти» (1913), из которой видно, что он, в сущности, «дрейфовал» в сторону классиче­ского направления: 1) отчетливо поставленные цели (исходный пункт управления); 2) здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске их причин; 3) компетентная консультация с целью совершенствования управления на основе привлечения профессионалов; 4) дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением; 5) справедливое отношение к персоналу; 6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; 7) диспетчирование по принципу «лучше диспетчировать хотя бы неспланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее»; 8) нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов; 9) нормализация условий труда; 10) нормирование операций, состоящее в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени; 11) письменные стандартные инструкции; 12) вознаграждение за производительность

 

Методологическую основу этой школы составлял так называемый традицион­ный (функциональный) подходк организации, которая рассматривалась как нечто со­стоящее из самостоятельных, изолированных друг от друга элементов. Считалось, что их деятельность подчиняется определенным общим закономерностям, выявле­нием и использованием которых (но вне связи с остальными) должны заниматься менеджеры.

Сегодня прямой рационализм характерен для предприятий с жесткой техно­логией.