Закономерности управления различными системами.

Важная особенность социальной системы (как и органической системы вообще) состоит в том, что небольшие изменения в одном из ее элементов могут вызвать «цепную реакцию», привести к серьезным последствиям для нее в целом.

Это свойство широко используется в управлении: с помощью небольшого адресного воздействия в нужный момент легко достичь крупных результатов (об этом говорит так называемая теория рычага).

Для того чтобы социальная система была устойчивой, правильно сориентированной, а следовательно, жизнеспособной, она должна обладать управляющим элементом (системой управления). Последний осуществляет ориентировку, интеграцию и контроль функционирования отдельных ее частей, поступления ресурсов, результатов и т. п., их коррекцию на основе обратной связи.

Элементы системы управления:

4) органы (субъекты) управления (должности, подразделения);

5) коммуникационные каналы (система связи);

6) набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномо­чий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.

Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления. Основным элементом организационно-технических систем управления является лицо, принимающее решение (ЛПР) индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий.

Система связи включает канал прямой связи, по которому передается входная информация, включающая командную информацию, и канал обратной связи, по которому передается информация о состоянии системы.

Внешняя среда воздействует как на функционирование объекта управления, так и учитывается при выработке управляющих воздействий в системе управления.

Общие связи и закономерности, возникающие в рамках управления, изучает наука, называемая кибернетикой.

 

Определенное соотношение субъектов управления, связанных между собой коммуникационными каналами, образуетструктуру этой системы, а совокупность методов, технологий и проч. — егомеханизм. Управляющая и управляемаяподсистемы, взаимодействуют с помощью механизма управления.

Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», однако они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились).

К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.

Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие.

Любая сложная система может быть описана только послойно, через выделение подсистем. Для описания системы управления организацией чаще всего используются подсистемы, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Составляющие системы управления предприятием

Наименование подсистемы Результат функционирования подсистемы
Производство (технико-технологическая составляющая) Продукт (услуга) заданного качества
Кадры (социальная составляющая) Кадры определенной квалификации и отношения между ними
Управление (направляющая и координирующая составляющая) Управленческие решения и действия с ресурсами организации для достижения поставленных целей
Отношения между организацией и внешней средой Ограничения, задаваемые обществом, которые должны учитываться при управлении

 

 

Основные положения теориисистем:

«Система» (с греч. яз «соединение, целое, составленное из частей») - совокупность элементов, которые образуют единство, в рамках которого они определенным образом упорядочены (просто «совокупность» - соединение частей безотносительно формы и порядка).

Единство элементов системы возникает в результате того, что между ними устанавливаются связи, т. е. реальные взаимодействия, которые характеризуются:

• типом (бывают последовательными, сходящимися, расходящимися);

• силой;

• характером (могут быть подчиненными, равноправными, безразличными);

• характером (односторонние или взаимные);

• степенью постоянства (эпизодические, регулярные и проч.).

 

Система характеризуется радом основных признаков.

1. Система представляет собой набор относительно самостоятельных элементов (отдельных частей), которые играют роль подсистем. Свойства элементов определяют их место в системе и реализуются в соответствующих функциях.

2. В каждой системе есть основной системообразующий элемент (качество, отношение), который в той или иной степени обеспечивает единство всех остальных.

3. В каждой системе существует механизм, посредством которого элементы взаимодействуют между собой (граничат, порождают друг друга, воздействуют), а также с ней самой (для сохранения ее целостности такое взаимодействие должно быть гармоничным). В результате этого возникает влияние одних элементов системы на другие или внешние объекты.

4. Каждая система имеетопределенное строение, взаимное расположение элементов и существующих между ними связей или иначе способ организации целого, составленного из частей, который может иметь иерархическую структуру (но может и не иметь иерархичеких связей)

Связи, как и системообразующий элемент, обеспечивают целостность системы, ее единство.

5. Система имеет границы, отделяющие ее отвнешней среды. Они могут быть «прозрачными», допускающими проникновение в нее внешних импульсов, и «непрозрачными», наглухо отделяющими ее от остального мира.

Системы, осуществляющие двусторонний обмен энергией, веществом, информацией со средой, получили название открытых; в противном случае говорится о закрытых системах. Открытые системы стремятся к постоянным изменениям за счет специализации, дифференциации, интеграции элементов. Это ведет к усложнению связей, совершенствованию самих систем, требует дополнительных ресурсов, но позволяет достигать целей многими способами (для закрытых возможен только один).

6. Системе присуща эмерджентность, т. е. появление качественно новых свойств, отсутствующих или нехарактерных для ее элементов. В то же время объединенные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы.

7. Система обладает обратной связью, под которой понимается определенная реакция ее в целом (отдельных элементов) на импульсы друг друга и внешние воздействия. Обратная связь обеспечивает их информацией о реальной ситуации, компенсирует влияние помех.

8. Система характеризуется адаптивностью, т. е. способностью сохранять качественную определенность в изменяющихся условиях. Адаптивность обеспечивается простотой структуры, гибкостью, избыточностью ресурсов.

9. Системе свойственна редукция, проявляющаяся в том, что при определенных условиях она ведет себя проще, чем ее отдельные элементы, т.к. поведение системы в целом подчинено не частным, а общим закономерностям, ко­торые обычно проще сами по себе.

10. Система со временем может разрушаться под воздействием как внешней среды, так и внутренних процессов.

11. Системой можно управлять с целью обеспечения следования ею заданной траектории развития и функционирования.

 

 

Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективности можно отнести:

1) высокую оперативность, надежность, качество принимаемых решений;

2) минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой;

3) экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления;

4) улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда;

5) снижающуюся долю административных работников в персонале организации.


Законы организации

Закономерность –некая повторяющаяся связь явлений.

Закон- это зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах, либо является общепринятой нормой для большинства людей и организаций (Коран, Библия, Талмуд), либо получила признание авторитетных ученых и отражает объективную зависимость (например, в природе).

Вцелом закономерность у/же в пространстве и времени, чем закон.

Законы могут быть объективными (законы природы) или субъективными.

Первые являются законами организации, а вторые - законами для организации.

Любая организация испытывает воздействия со стороны закона и со стороны руководителей, которые должны быть согласованы между собой.

Невыполнение закона со стороны руководителя в каком-либо подразделении организации ведет к срыву выбранных конечных це­лей (т.к. организация - это система).

Законы имеют в своем составе общее и особенное.

Общая часть закона имеет механизм действия независимо от страны, географиче­ского расположения и сферы деятельности организации.

Особенное - часть закона, учитывает особенности конкретной ор­ганизации, но не меняет сути закона.

Знание законов организации позволяет перейти от эмпирического (опытного) подхода к профессиональному при создании и управле­нии организацией.

 

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

 

Жизнь организации подчиняется определенным законам, главным из которых считается закон синергии.

Он гласит, что ее потенциал как единого целого превышает сумму потенциалов отдельных элементов вследствие их взаимной поддержки и до­полнения. Таким образом, от объединения в организацию для субъектов существует реальный выигрыш.