Методологические основы менеджмента
Методологическую основу менеджмента составляет теоретическое и практическое знание в области управления, а также методы и приемы, обеспечивающие совместную эффективную деятельность людей, работающих в организации.
Методология в буквальном значении (логос– наука, знание, и метод– путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить каксистему, реализующую три функции:
1) получение(сбор информации), создание нового знания;
2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).
Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания;
вторая– на основе использования законов логического мышления;
третья– на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.
Общими основами методологии менеджмента являются
диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии (индукция и дедукция);
абстрагирование ,выделениепринципов (единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма).
Все используемые методы можно разделить на:
— методы науки управления.
— методы управления;
Методы науки управления — это способы решения проблем управления.
Под методами управления понимаются способы решения практических управленческих задач.
Совокупность методов, изучающих многообразные проблемы менеджмента, составляют его методологическую основу.
Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.
В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования.
Основу методов проведения исследований (диалектический подход) в менеджменте составляют: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.
Применение данных методов прежде всего позволяет последовательно выделять и обосновывать категории сущности, формы, содержания, взаимосвязи и взаимодействия. Это они и группы связей, формируемые на их основе, приводят построения системы закономерностей менеджмента (абстрагирование и выделение.
Научную базу менеджмента составляет широкий спектр конкретных методов, разработанных в рамках различных дисциплин, перечисленных выше.
Классический подход (функциональный) к методологии менеджмента основан на том, что в каждой организации существует система (подсистема) управления, которую надо изучать в статике (организационная структура) и динамике (процесс управления).
Недостаток данного подхода – игнорирование человеческого фактора (бихевиористический подход), процесс взаимодействия людей.
Кроме того, необходимо рассматривать менеджмент через призму процесса принятия решений.а так женемалованен и процесс создания информационной системы (коммуникационный процесс)