II. ХРИСТИАНСТВО

 

В I в. н.э. в восточной части Римской империи возникла новая мировая религия – христианство, которая затем распространилась по всему миру. Она зародилась в период разложения рабовладельческого общества и первоначально была формой выражения протеста рабов и беднейших слоев населения против социального гнета.

К основным направлением христианского вероучения относятся: православие, католицизм и протестантизм.

Священной книгой христиан является Библия (от греч. слова ta biblia, что означает «книга». Библия – это целое собрание древних памятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков, рядом авторов.

Главные или основные истины христианского вероучения связаны с Христом. Сведения о его жизни и деятельности содержатся в четырех канонических евангелиях, включенных в Библию.

В них отражена одна цель – укрепить веру в Христа как в Мессию, спасителя, но в действительности речь шла о Христе веры, а не об историческом персонаже.

Согласно христианскому вероучению, главные законы, которые были провозглашены Иисусом Христом, отражены в моральных заповедях, т.е. в системе определенных нравственных представлений и теорий, тесно связанных с догматами христианского вероучения.

Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм, призванных регулировать отношения между людьми в семье, общине верующих, в обществе. Это – всем известные «заповеди блаженства» и другие нравственные наставления.

Главные же «нравственные законы» Нового завета сформулированы в Нагорной проповеди Христа, где провозглашается восемь заповедей блаженства. И. Христос учит тому, что заповеди Ветхого Завета уже реализованы или исполнены; поэтому пришло время царства небесного, где отсутствуют страдания и нищета людей, и где имеет место царство мира, радости и блаженства. Он не забывает «нищих духом»; блаженными Иисус Христос выделяет и так называемых «плачущих»

Короче говоря, для того, чтобы оказаться в царстве небесном, следует быть самому справедливым, милостивым, чистым сердцем и миротворцем. «Благим будет тот, кто гоним за правду, как это было с пророками»

Если взять Евангелие от Луки, то в нем из (восьми) заповедей блаженства мы обнаруживаем четыре блаженства: бедности, нищеты духа, страдания и гонения за веру, дополненные наказанием от Бога всем богатым и пресыщенным.

Если говорить об отношении Иисуса Христа к Ветхому Завету, то можно сделать вывод, что он стремился «сделать» его основные положения более универсальными. Так, например, в седьмой заповеди речь идет о прелюбодеянии. По мнению И. Христа, каждый, кто с вожделением смотрит на женщину, «уже как бы прелюбодействовал с ней в своем сердце». Кроме того, И. Христос отвергает всякую клятву перед Богом.

И последнее. Открыв Нагорную проповедь, мы обнаруживаем, что принцип мести уступает место принципу примирения: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

И, наконец, заповедь любви к ближнему распространена и на врагов: «Не судите, да не судимы будете»; ибо любой человек имеет как положительные качества; так и свои недостатки. Поэтому Иисус предупредил: «Человек должен поступать с ближним так, как он хотел бы, чтобы так поступали с ним самим».

Если оценивать философски «Нагорную проповедь», то мы видим, что И. Христос выступает в двойственной ипостаси: в роли карателя и благодетеля. Насколько верна эта сентенция, вы узнаете, если прочтете ее и сделаете свои выводы.

а) Православие (правильное и праведное прославление Бога) – одно из важнейших направлений в христианстве, которое приписывает себе особую исключительность в нем.

Основу православия составляет ряд основных положений:

1. идея о триединстве Бога;

2. идея о Боговоплощении;

3. идея об искуплении;

4. идея воскрешения из мертвых;

5. идея крещения;

6. идея загробной жизни и др.;

 

Надо сказать, что все основные положения православной веры объявляются богоявленными и вечными на все времена.

Кроме того, православие ведет постоянный спор с католиками и протестантами относительно догматов, в которых наблюдается, или, вернее, имеют место между ними расхождения. Так, православие критикует католицизм за догмат о чистилище, о непогрешимости Папы и телесном вознесении девы Марии на небо.

Догматы христианства получают свое воплощение в таинствах – культовых действиях, во время которых «сообщается верующим невидимая благодать божья», т.е. таким образом происходит оживление религиозного сознания.

Православие и католицизм признают существование 7 Таинств: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

Елеосвящение, как правило, совершается над больным человеком путем смазывания его деревянным маслом (елеем) с целью выздоровления больного человека.

 

СВЯЩЕНСТВО совершается при вступлении человека в духовны сан.

При исполнении христианских обрядов православная церковь требует постоянно молиться, обращаясь при этом к Богу или святым за помощью.

Особое место в христианских православных обрядах занимает система культов. Сюда следует отнести, в первую очередь, следующие:

- культ икон, через которые осуществляется связь с Богом;

- поклонение кресту как культовой реликвии;

- культ мощей;

- культ святых мест, связанных с событиями церковной истории, с чудесами божьими, служащие объектом паломничества верующих (горы, водоемы, могилы «божьих угодников»). Святые места, как правило, весьма почитаемы, ибо, как считают богословы православия, в них появляется образ Богородицы;

- культ святых православной церкви основан на вере в том, что некоторые люди, достойно проявившие себя в жизни, получают божий дар чудотворения и способность оказывать воздействие на судьбы людей после своей смерти;

В православии сложилась достаточно сложная иерархическая система рекомендаций, к какому святому следует обращаться при том или ином заболевании органа человеческого тела. Так, например, при заболевании глаз следует обращаться к святому Никите и Симеону Праведному.

Особую традиционную значимость в православии занимают великие и престольные праздники. К великим относятся праздники: Обрезание Господне, Рождество Иоанны Предтечи, праздник святых Петра и Павла, усекновение головы Иоанна Предтечи, Покров святой Богородицы. К престольным относятся такие праздники: Пасха, Рождество Христово, Троица, Крещение, праздник Преображения и.т.д.

Таким образом православие, как впрочем и христианство в целом, имеет многовековую историю и сложившиеся традиции, которые действительно вошли в кровь и плоть общеевропейской культуры.

Очевидно, что высшие побуждения многих поколений людей, их устремленность улучшить жизнь свою и общества в целом своим фундаментом имели основы этого вероучения. Православие органично интегрировалось в жизнь славянских народов (русского, украинского, белорусского и т.д.) и продолжает и ныне существовать и развиваться. Нельзя игнорировать, или, тем более, сбрасывать и забывать ту роль православия, которую она сыграла в становлении и обеспечении единства общества.

б) Протестантизм

Протестантизм как одна из ветвей христианства возник в конце XVIв, в эпоху так называемой Реформации, которая явилась первой решающей силой европейской зарождающейся буржуазии против основ феодализма.

Мартин Лютер (1483 – 1546г) был первым, кто выступил против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между Богом и человеком. Он полагал, что человек может спастись только путем веры, которая непосредственно даруется Богом без помощи церкви. Поэтому, учение о спасении или оправдании верой в искупительную жертву Христа стало одним из центральных догматов христианства.

Лютеранской Реформацией было провозглашено учение о всеобщем священстве, о равенстве всех верующих перед Богом, об упразднении обособленного сословия и статуса священнослужителей, устранение монахов, прелатов римской курии, т.е. всей дорогостоящей церковной иерархии.

Примечательным является то, что был отвергнут авторитет папских декретов и посланий.

Поэтому единственным авторитетом было признано «Священное Писание». Мирская деятельность стала рассматриваться как служение Богу.

Организационные формы современного протестантизма различны: от церкви как государственного учреждения в Швеции до полного отсутствия объединяющей организации (квакеры).

В XIX в. возникают и ныне существуют в мире различные формы проявления протестантизма: адвентисты, Свидетели Иеговы, «Армия спасения», пятидесятники и.т.д.

Вывод, который напрашивается сам собой, заключается в том, что протестантизм является тем направлением в христианстве, которое выступило против «святости церкви» и дороговизны культовой системы, сложившейся в христианстве к XVI веку, а сама мирская деятельность стала почитаться как форма служения Богу.

Другими словами, протестантизм сыграл свою особую роль в творческом развитии христианского вероучения, хотя освободить его от догматизма не удалось

 

в) Католицизм – представляет собой третье направление христианства, наиболее многочисленное и организованное по своей сути.

Центром католицизма является Ватикан, город – государство, в котором находится резиденция Папы Римского. Ватикан имеет все атрибуты власти. Светская власть Папы Римского была установлена Лютеранским договором 1929г. между правительством Муссолини и Папой Пием XI .Затем в 1947г эти соглашения были отражены в Итальянской конституции.

Система папской курии четко отлажена и работает как вечно заведенный механизм. Проблемы, поднимаемые в католицизме, отражаются Папой Римским в его энцикликах, которые представляют собой философско – обоснованные теоретические положения.

Особенностью католицизма является то, что, разделяя общехристианский догмат о божественной троице, веру в истинность Библии и изложенную в ней систему мифологических откровений, признает «исхождение духа Святого» не только от Бога – Отца (как учит православие), но и от Бога – Сына.

Католики незыблемо верят в существование чистилища и непогрешимость в вопросах веры и морали самого Папы.

Источником своего учения они считают не только Библию, но и Предание, традиционность церкви как незаменимый Культ, решения вселенских соборов и энциклики папы.

Таким образом, можно сказать, что широкое и экзальтированное почитание Богородицы, учение о ее небесном Вознесении, пышный театрализованный культ, использующий все виды своеобразного искусства для воздействия на верующих, абсолютное почитание различного рода реликвий, культы мучеников, святых и блаженных, строго централизованная организация во главе с Папой - далеко не полный перечень отличительных особенностей Католицизма в системе Христианского вероучения.

 

в) ИСЛАМ

Ислам является одной из самых «молодых» мировых религий, возникших в VII в., н.э. Он распространен в странах Юго – Западной, Южной, Юго – Восточной Азии, Африке и Европе. В ряде стран ислам является официальной государственной религией.

Основными причинами его возникновения можно выделить следующие – разложение родоплеменного общественного строя, кризисы в экономической и политической жизни обострили ситуацию, что привело к появлению тенденции к объединению и созданию устойчивых и мощных государств в социокультурном отношении.

Поэтому для реализации этой цели, потребовалось создание мощной субидеологической системы, коей явился ИСЛАМ.

Возникновение ислама связано с именем пророка Мухаммеда, человека, отличавшегося незаурядными способностями идейного вождя и политического организатора. Он родился в Мекке в 570г., а умер в 632г. Дух пророчества на Мухаммеда снизошел в 40 лет.

Коран является Священной книгой, в которой освящены и отражены Божественные откровения. Название Корана происходит от слова «Карай», что в переводе с арабского означает «читай». Он состоит из 114 глав (сур). Каждая Сура состоит из стихов или аятов (знамений, чудес).

Коран, таким образом, представляет собой собрание или свод законов, установлений, традиций, сказаний, легенд, преданий…

Другим источником веры мусульман – суннитов после Корана является Сунна, в которой, наряду с религиозными догматами и поучениями о всесилии Аллаха, содержатся различного рода моральные поучения, изложенные принципы взаимоотношений с другими народами, отношение к женщине и власти и.т.п. Положение Корана и Сунны служат основой Шариата как формы мусульманского права.

С точки зрения ислама, все люди рассматриваются с позиции только одного критерия – их следованиям заветам Бога. Это находит проявление в жизни – они делятся на правоверных и неверных ,заблудших.

Следует обратить внимание на следующие основные положения ислама:

1. вера во всемогущество Аллаха и его посланников Мухаммеда и Али;

2. вера в святость и незыблемость Корана;

3. вера в посланничество Мухаммеда;

4. вера в бессмертие души, в воскресение из мертвых, в день Страшного суда;

5. вера в рай и ад, в существование чертей, демонов, ангелов и прочих существ и т.д.;

6. Священная война с неверными (джихад);

Одним из определяющих догматов является догмат о предопределении в мире, ибо все зависит от воли Аллаха. Поэтому человек должен идти по жизни своим путем, терпеть и не роптать на невзгоды бытия.

Какова нравственная доктрина мусульман?

Стержнем ее является концепция универсальности норм морали из Корана для всех времен и народов. С точки зрения ислама, человек по своей природе порочен, поэтому только страх божьего наказания может заставить человека вести себя правильно и праведно.

Высшим нравственным долгом для мусульманина является служение Богу, его восхваление. Личное счастье, при этом, должно быть привнесено в жертву служения Аллаху.

Нравственность поступков людей оценивается с точки зрения побуждения в служении Аллаху.

В исламе особую, если не великую, роль играет религиозная обрядность (5 пять раз в день мусульманин обязан совершать молитву), принимать участие в реализации различных праздников, постов, обрядов, совершать паломничество.

Мусульманский пост месяца рамазан любопытен тем, что во время его прохождения нельзя ничего ни есть, ни пить с раннего утра до наступления темноты, не делать в эти часы никаких пакостей, не купаться и.т.д.

Ураза – байран, курбан – байрам (праздник жертвоприношения), мурадж (праздник вознесение пророка на небо), маулюд (день рождения пророка) и пр. ─ вот далеко не полный перечень ритуалов, которые обязаны исполнять все мусульмане.

В Украине ислам имеет достаточно давнюю историю. Он сосредоточен главным образом в Крыму, когда во времена Золотой Орды он был исламизирован. Только в XVII веке в Бахчисарае насчитывалось около 32 мечетей. Преследование татарско–исламской общины Крыма в советские времена привело к их депортации.

В настоящее время на территории Крымского полуострова Украины происходит возрождение крымско–татарского населения с имеющимися пока негативными тенденциями. Но процесс этот, связанный с возращением, в конечном счете, необратим.

Таким образом, в современном мире Ислам представляет собой достаточно значимую политическую силу, с которой приходится считаться современным, экономически развитым странам. Не учитывать этот факт в современной политике нельзя…