Экологическое регулирование.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Последствий природопользования. Понятие мониторинга.

В систему органов управления и надзора по охране природы входят органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенцииотносятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы.

На Правительство РФ возложены задачи реализации экологи­ческой политики и выполнение программ, а также координация Деятельности всех органов в области охраны окружающей среды, образования и использования внебюджетных экологических фон­дов, установление порядка платы за природопользование, обеспе­чения населения экологической информацией.

К государственным органам специальной компетенции относят­ся органы, которые выполняют только природоохранные функции. Эти органы в свою очередь подразделяются на комплексные, от­раслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какую-либо из них. К таким органам относятся: Министерство при­родных ресурсов РФ (МПР России); Департамент Госсанэпиднад­зора Минздрава РФ (Санэпиднадзор РФ); Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви­дации последствий стихийных бедствий (МЧС России); Феде­ральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет).

Отраслевые органы выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов или объектов. К ним относятся: Государственный комитет РФ по земельной политике (Роскомзем); Федеральная служба лесного хо­зяйства Российской Федерации (Рослесхоз); Государственный Ко­митет РФ по рыболовству (Госкомрыболовство); Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России).

Функциональные органы выполняют одну или несколько род­ственных им функций в отношении всех природных объектов.

К ним относятся: Федеральный надзор России по ядерной и ра­диационной безопасности (Госатомнадзор России); Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России); Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ); Министерство внутренних дел РФ (МВД России), вы­полняющие определенные задачи.

Экологическое регулирование осуществляется правительст­венными органами и местной администрацией на основе, преж­де всего, национального законодательства и международных со­глашений. Эти документы регламентируют пользование угодьями — лесами и землёй, водными ресурсами и ресурсами биоты (охота и рыболовство), а также устанавливают предельно допус­тимые нормы загрязнения природной среды. Второй способ эко­логического регулирования — это финансирование природозащитных и природовосстановительных мероприятий.

Информационной базой экологического регулирования слу­жит экологический мониторинг. На локальном и региональном уровне дополнительная информация поступает от общественных организаций и от отдельных граждан.

Основная проблема, с которой сталкиваются управляющие органы, осуществляя экологическое регулирование, — злостное нарушение законодательства и установленных норм. Слишком часто предприятиям проще и дешевле заплатить штраф за за­грязнение, чем заниматься сложным и дорогим строительством очистных сооружений или менять технологию. Это непосредст­венно связано с другой проблемой — неполнотой и несовершен­ством самих природоохранных законов. Штрафные санкции обычно значительно меньше объёма ущерба и стоимости очист­ных сооружений. К сожалению, до сих пор природные ресурсы рассматриваются как «ничьи», а следовательно, почти не имею­щие стоимости. Проблема состоит в том, что наиболее ценные вещи, такие как здоровье и сама жизнь, чистые воздух и вода, красота дикой природы и способность экосистем самовосстанав­ливаться и пополнять возобновимые ресурсы, невыгодно выра­жать в денежном эквиваленте. Введение обязательного страхова­ния от экологических рисков для всех видов хозяйственной дея­тельности частично позволяет решить эту проблему.

Эффективное экологическое регулирование возможно толь­ко на основе тесного сотрудничества государственных органов и общества в целом. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды», контроль состояния природной среды может осуществ­ляться как государственными органами, так и общественностью. Статья 68 Закона гласит: «Общественный контроль в области ох­раны окружающей среды (общественный экологический конт­роль) осуществляется в целях реализации права, каждого на бла­гоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Обще­ственный контроль в области охраны окружающей среды (обще­ственный экологический контроль) осуществляется обществен­ными и иными некоммерческими объединениями в соответст­вии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством».

Взаимоотношения общественных и государственных органи­заций — один из ключевых вопросов экологического мониторинга и экологического регулирования. На практике между администра­тивными органами и общественными природоохранными органи­зациями почти во всех странах, а не только в России часто возни­кают конфликты, основанные на взаимном предубеждении. Сотрудники государственных служб убеждены, что общественные организации состоят из некомпетентных людей, ищущих сканда­льной известности или психически не совсем здоровых. Значите­льная часть участников «зелёных» партий и движений считает, что государственные служащие не заинтересованы в улучшении суще­ствующей ситуации, они не берегут природу и наше здоровье.

Экологические проблемы могут быть решены только путём совместных и согласованных действий и общественности, и го­сударственных служб, действий, основанных на компетентной оценке реальности.