Бюджетная система РФ

Важным шагом по направлению к модернизации госу­дарственных финансов и демократизации финансовых от­ношений стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоя­тельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Это привело к принципи­альным изменениям в бюджетной системе России и ее бюд­жетном устройстве.

Бюджетная система сегодня представляет собой осно­ванную на экономических отношениях и юридических нор­мах совокупность бюджетов всех уровней. Бюджетная сис­тема РФ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, есть основанная на экономических отношениях и го­сударственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов.

В статье 10 Бюджетного Кодекса дана структура бюд­жетной системы Российской Федерации. Бюджетная сис­тема Российской Федерации состоит из бюджетов трех уров­ней: первый уровень федеральный бюджет н бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты тер­риториальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень — местные бюджеты.

При этом важно отметить, что Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разраба­тываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты тер­риториальных государственных внебюджетных фондов раз­рабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатывают­ся и утверждаются в форме правовых актов представи­тельных органов местного самоуправления либо в поряд­ке, установленном уставами муниципальных образований.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 ян­варя по 31 декабря.

Государственный внебюджетный фонд фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюдже­тов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенси­онное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и ме­дицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, пре­дусмотренном настоящим Кодексом.

Целевой бюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации в составе бюджета за счет доходов целево­го назначения или в порядке целевых отчислений от кон­кретных видов доходов или иных поступлений и исполь­зуемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответ­ствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функ­ций, отнесенных к предметам ведения субъекта Россий­ской Федерации.

Бюджет муниципального образования (местный бюд­жет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функ­ций, отнесенных к предметам ведения местного самоуп­равления.

Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уров­ней бюджетной системы Российской Федерации на соот­ветствующей территории (ст. 6 БК РФ).

Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято на­зывать бюджетным устройством. Следовательно, бюджет­ное устройство - это организация бюджетной системы, ос­нованная на принципах ее построения.

Бюджетная система России базируется на определен­ных принципах, которые сформулированы в статье 28 Бюджетного кодекса РФ.

Первым из принципов, содержащихся в Бюджетном кодексе, назван принцип единства бюджетной системы РФ. Он обусловлен единством правовой базы страны, един­ством денежной системы, форм бюджетной документации, исходных положений бюджетного процесса, единообраз­ными мерами юридической ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Помимо этого единство бюд­жетной системы вытекает из единого порядка финансиро­вания расходов бюджетов всех уровней, ведения бухгал­терского учета.

Принцип разграничения доходов и расходов между уров­нями бюджетной системы РФ является одним из главных, определяющих для формирования межбюджетных отно­шений. Статья 30 Бюджетного кодекса РФ определяет со­держанием этого принципа порядок закрепления доходов в соответствующих полномочий по осуществлению расхо­дов между органами государственной власти федерального и регионального уровнями, а также муниципалитетами. В настоящее время идут серьезные дискуссии вокруг про­блемы относительно пропорций разделения объема бюд­жетных полномочий, о которых будет сказано ниже.

Содержанием другого принципа, констатирующего са­мостоятельность бюджетов. Бюджетный кодекс называет наличие прав у законодательных органов государственной и муниципальной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Как мера обеспечения самостоятельности бюджетов на­зывается наличие у каждого уровня бюджета собственных источников доходов. В целом не вызывает возражений по­ложение Бюджетного кодекса о том, что режим установле­ния закрепленных доходов определяется федеральным за­конодательством. Возражение вызывает то, что не содер­жит Бюджетный кодекс — недостаточность собственных доходных источников бюджетов регионального и местного уровней. Помимо собственных источников доходов бюдже­тов также называются регулирующие доходы и предостав­ление полномочий получать другие доходы в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством.

Принцип самостоятельности бюджетов реализуется че­рез права органов власти всех уровней на основе положе­ний Бюджетного кодекса самостоятельно определять направ­ления расходования средств соответствующих бюджетов.

Следующим принципом функционирования бюджетной системы называется принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов. По своему содержанию он означает то, что ие должны оставаться вне доходных или расходных статей бюджетов или внебюд­жетных фондов никакие другие доходы или расходы. Дол­жны учитываться даже налоговые отсрочки и рассрочки, за исключением случаев предоставления таких отсрочек в рамках текущего финансового годя. Таким образом, сои )В 1У Ю д- л-,и, : в

согласно принципу полноты бюджетная система должна быть всеобъемлющей, объединяющей все деньги государства или муниципалитетов. В то же время не следует забывать, что деньги государства, закрепленные за Центральным бан­ком, не входят в бюджетную систему государства.

Большое значение для современной действительности имеет принцип сбалансированности бюджета, предполага­ющий соответствие расходов суммарному объему доходов. При этом очень важно знать понятия дефицит и Профицит.

Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами.

Близкий к принципу сбалансированности является прин­цип общего (совокупного) покрытия расходов, означаю­щий обязательное покрытие всех расходов общей суммой доходов и поступлений из других источников. Одновре­менно он означает, что доходы бюджета не должны жест­ко увязываться с определенными расходами по своим ис­точникам. Оба названные выше принципа: сбалансирован­ности бюджета и общего покрытия расходов служат тому, чтобы правительство имело столько средств, сколько по­лучит от результатов своей политики.

Чисто экономическое значение имеет принцип эффек­тивности и экономности использования бюджетных средств, предполагающий необходимость соблюдения требования обязательного достижения заданных результатов при ми­нимальных затратах в процессе составления и исполнения бюджетов.

Принцип экономности следовало бы осуществлять так­же в политике предоставления налоговых льгот, где суще­ствует уже давно полноводная река оттока средств от го­сударства, С помощью льгот (чаще всего бесполезных) фак­тически создаются налоговые лазейки для тех, кто может и обязан платить налоги. Кое-что уже делается. Так пред­полагается отменить или приостановить ряд статей от­дельных законодательных актов, предусматривающих пре­доставление налоговых и таможенных льгот, поскольку политика предоставления таких льгот противоречит дей­ствующему налоговому законодательству и единому под­ходу к финансово-бюджетным отношениям.

Среди принципов, определяющих бюджетное законода­тельство, назван принцип гласности, означающий обяза­тельную публикацию сведений о бюджетах, отчетов об их исполнении, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и др. Этот принцип в целом слу­жит обеспечению доступности сведений о состоянии бюд­жетных отношений.

Замыкает перечень принципов бюджетной системы прин­цип адресности и целевого характера бюджетных средств, исполнение которого обязывает выделять бюджетные сред­ства только в распоряжение конкретных получателей и обозначать при этом конкретные пели финансирования.

Согласно статьи 39 Бюджетного Кодекса доходы бюд­жетов формируются в соответствии с бюджетным и нало­говым законодательством Российской Федерации.

В статье 6 Бюджетного Кодекса дано понятие доходов бюджета. Доходы бюджета — денежные средства, посту­пающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации в рас­поряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации и органов местного самоуправления;

В Бюджетном Кодексе в статье 41 определены виды до­ходов бюджетов. Доходы бюджетов образуются за счет на­логовых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные на­логовым законодательством Российской Федерации феде­ральные, региональные и местные налоги и сборы, а так­же пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

!-• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муници­пальной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых соответствую­щими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учрежде­ниями, находящимися 'в ведении соответственно феде­ральных органов исполнительной власти, органов ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, получен­ные в результате применения мер гражданско-право­вой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а так­же средства, полученные в возмещение вреда, причи­ненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и иные сум­мы принудительного изъятия;

— доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюд­жетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвоз­мездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюд­жету другого уровня бюджетной системы Российской Фе­дерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюд­жету другого уровня бюджетной системы Российской Фе­дерации или юридическому лицу на безвозмездной и без­возвратной основах на осуществление определенных целе­вых расходов;

Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюд­жету другого уровня бюджетной системы Российской Фе­дерации, физическому или юридическому лицу на услови­ях долевого финансирования целевых расходов;

В свою очередь доходы бюджетов можно классифициро­вать на два вида. Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законода­тельством Российской Федерации. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государствен­ных внебюджетных фондов законодательством РоссийскойФедерации, неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного вне­бюджетного фонда.

Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и ре­гиональные налоги и иные платежи, по которым устанав­ливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюдже­ты субъектов Российской Федерации или местные бюдже­ты на очередной финансовый год, а также на долговремен­ной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам та­ких доходов.

Нормативы отчислений определяются законом о бюд­жете того уровня бюджетной системы Российской Федера­ции, который передает регулирующие доходы, либо зако­ном о бюджете того уровня бюджетной системы Российс­кой Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Теперь хотелось бы остановиться на понятии расходы бюджетов. В статье 6 Бюджетного Кодекса дано определе­ние расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В статье 65 Бюджетного Кодекса РФ указаны формы расходов бюджетов. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации бази­руется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых зат­рат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Минимальная бюджетная обеспеченность— минималь­но допустимая стоимость государственных или муници­пальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Минимальные государственные социальные стандарты — государственные услуги, предоставление которых гражда­нам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет фи­нансирования из бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы Российской Федерации и бюджетов государственных гарантируется государством на оп­ределенном минимально допустимом уровне на всей тер­ритории Российской Федерации;

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государствен­ных, муниципальных услуг.

Расходы бюджетов согласно статьи 66 Бюджетного ко­декса РФ в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюд­жетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназна­ченные для инвестиций в действующие или вновь создава­емые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитально­го (восстановительного) ремонта и иные расходы, связан­ные с расширенным воспроизводством, расходы, при осу­ществлении которых создается или увеличивается имуще­ство, находящееся в собственности соответственно Россий­ской Федерации, субъектов Российской Федерации, муни­ципальных образований, другие расходы бюджета, вклю­ченные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Рос­сийской Федерации.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюдже­тов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддер­жки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функци­онирование, а также другие расходы бюджетов, не вклю­ченные в капитальные расходы в соответствии с бюджет­ной классификацией Российской Федерации.

В статье 69 даны основные формы расходов бюджетов. Предоставление бюджетных средств осуществляется в сле­дующих формах: - ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

— средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государствен­ным или муниципальным контрактам;

— трансфертов населению, включающих в себя:

— ассигнования на реализацию органами местного само­управления обязательных выплат населению, установ­ленных законодательством Российской Федерации, за­конодательством субъектов Российской Федерации, пра­вовыми актами представительных1 органов местного са­моуправлении;

— ассигнования на осуществление отдельных государствен­ных полномочий, передаваемых на другие уровни вла­сти;

— ассигнования на компенсацию дополнительных расхо­дов, возникших в результате решений, принятых орга­нами государственной власти, приводящих к увеличе­нию бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

— бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

— субвенций и субсидий физическим и юридическим ли­цам;

— инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

— бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюд­жетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

— кредитов иностранным государствам;

— средств на обслуживание и погашение долговых обяза­тельств, в том числе государственных или муниципаль­ных гарантий бюджетных фондов, а также по контролю за ихисполне­нием.

Бюджетный кодекс РФ называет две группы субъектов, которые от имени государства или муниципалитетов осу­ществляют бюджетный процесс. Это — органы, обладаю­щие бюджетными полномочиями, объединенные в систе­му, и участники бюджетного процесса. Понятие участни­ков бюджетного процесса шире, чем система органов, об­ладающих бюджетными полномочиями.

В группу участников бюджетного процесса входят Пре­зидент РФ, органы законодательной и исполнительной власти всех уровней. Б категории участников от исполни­тельной власти помимо высших должностных лиц субъек­тов РФ и муниципалитетов названы финансовые органы, а также налоговые и таможенные структуры и другие упол­номоченные органы. Отдельно упоминаются: Центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования, орга­ны государственного или муниципального контроля, а также государственные внебюджетные фонды, главные распоря­дители и просто распорядители бюджетных средств, и про­чие участники, имеющие возложенные на них какие-либо бюджетные, налоговые или иные полномочия, и получате­ли бюджетных средств. Сюда же относятся кредитные орга­низации, если они имеют возможность осуществлять от­дельные операции с бюджетными средствами.

В систему органов, обладающих бюджетными полномо­чиями, включены финансовые органы (прежде всего - ми­нистерства финансов), Центральный банк России, органы государственного или муниципального финансового конт­роля. На федеральном уровне в случаях определенных за­конодательством допускается возможность возложения не­которых задач по осуществлению бюджетных полномочий на иные органы исполнительной власти. Федеральный уро­вень названной системы государственных органов опреде­ляется указами Президента страны. Региональный уро­вень системы органов создается в соответствии с законода­тельством субъектов РФ.

 

Правовое регулирование государственного и муниципального кредита.

Государственный и муниципальный кредит представляет собой одну из форм мобилизации денежных средств государством и муниципальными образованиями для выполнения своих функций.

Основными формами государственного и муниципального кредита являются государственный и муниципальный заем.

Государственный и муниципальный заем –это передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента. В этих правоотношениях РФ, субъект РФ или муниципальные образования выступают в роли должника, заемщика, гаранта.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Государственным долгом РФ являются обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями и иностранными государствами;

- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- Договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;

- договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

- соглашений и договоров о пролонгации и реструктуризации ее долговых обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от1 до 5 лет) и долгосрочными (от5 до 30лет).