Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля

Следовательно, под финансовым контролемследует по­нимать осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государ­ственных органов (в ряде случаев и негосударственных), наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансо­вых операций, объективной оценки экономической эффек­тивности финансово-хозяйственной деятельности и выяв­ления резервного ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной соб­ственности.

При этом финансовый контроль выполняет как мини­мум две функции: 1) проверяется законность финансовой деятельности всех субъектов финансовых правоотношений от государства до каждого физического лица, 2) проверя­ется экономическая обоснованность и эффективность про­водимой государством финансовой деятельности, т.е. ее целесообразность.

Понятие финансового контроля

Правовые основы финансового контроля и аудита

ГЛАВА II

Финансы как экономическая категория обладают не только распределительной, но и контрольной функцией. Финансовая деятельность обязательно предполагает осу­ществление контроля за выполнением задач, стоящих пе­ред государством. Поэтому объектом приложения финан­сового контроля являются прежде всего денежные отно­шения, возникающие при формировании финансовых ре­сурсов во всех звеньях финансовой системы.

Финансовый контроль— контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, рас­пределения и использования денежных фондов государ­ства и субъектов местного самоуправления в целях эффек­тивного социально-экономического развития страны и от­дельных регионов.

Государственный и муниципальный финансовый конт­роль является одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресур­сов всех институтов финансовой деятельности государства, органов государственной власти и управления. К основ­ным функциям финансового контроля относятся: провер­ка расходования государственных средств, использования расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, со­блюдением правил учета и отчетности,

Финансовый контроль охватывает не только финансо­вую деятельность государственных, но и негосударствен­ных предприятий, учреждений и организаций, а также при предоставлении негосударственным предприятиям суб­сидий и кредитов.

Целью государственного и муниципального финансово­го контроля является создание научно обоснованной фи­нансовой политики, создание эффективного финансового механизма.

Объектом приложения финансового контроля являют­ся прежде всего денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и непроизводственной сфере, во всех звеньях финансовой системы. Сущность финансо­вого контроля выражается в его задачах, которые реали­зуются в отношении общественных отношений, регулиру­емых финансовым правом. Это следующие задачи:

а) проверка своевременности и полноты выполнения фи­нансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления юридическими и физически­ми лицами;

б) проверка правильности использования государственны­ми и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном веде­нии или оперативном управлении денежных ресурсов (как бюджетных, так и собственных),

в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств хо­зяйствующими субъектами,

г) выявление внутренних резервов производства — более экономного и эффективного использования материаль­ных и денежных средств;

д) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. Л в случае выявления таких нарушений в установленном порядке применяются меры воздействия к юридическим лицам, должностным лицам и гражда­нам. Под финансовой дисциплиной понимают четкое со­блюдение установленных предписаний и порядка обра­зования, распределения и использования денежных фон­дов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Финансовая дисциплина является одной из сторон законности. Однако финансовый контроль не следует сводить толь­ко к способу обеспечения законности в финансовой сфере. Он предполагает наличие обратных связей, выражающих­ся в активном воздействии контроля на более рациональ­ное использование финансовых ресурсов, на оптимальное функционирование всех звеньев финансовой системы.

 

Государственный и муниципальный финансовый конт­роль весьма многообразен. Финансовый контроль в зави­симости от правового статуса субъектов, занимающихся контрольной деятельностью, может быть государственным, внутрихозяйственным и независимым (аудиторским).

Государственный финансовый контроль в свою очередь может быть:

- общегосударственный (осуществляется органами госу­дарственной власти и государственного управления об­щей компетенции, а также специальными контрольны­ми органами);

— ведомственный (проводится на подведомственных пред­приятиях и учреждениях контрольно-ревизионными от­делами министерств и ведомств, соответствующими уп­равлениями исполнительных органов местной власти и т.п.).

Многообразие органов, осуществляющих государствен­ный и муниципальный финансовый контроль, обусловле­но широтой финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований, и разнообразием ее сфер. Исходя из этого выделяют различные виды государственного и муниципального контроля.

Общегосударственный финансовый контроль может осу­ществляться в форме парламентского контроля при рас­смотрении и утверждении проекта государственного бюд­жета и отчета об его исполнении. Для этой цели Государ­ственная Дума создает специально бюджетную комиссию. Она проверяет законность и полноту предусмотренных в бюджете государственных расходов и доходов, эффектив­ность и целесообразность использования государственных средств. Контрольные функции в области финансов вы­полняют также комитеты и комиссии, образуемые Госу­дарственной Думой и Советом Федерации в рамках своих предметов ведения. Подконтрольные учреждения и долж­ностные лица обязаны неукоснительно выполнять требова­ния этих комиссий и представлять им необходимые доку­менты и информацию. Совет Федерации РФ и Государствен­ная Дума образуют Счетную палату. Закон РФ «О Счетной палате РФ» определяет ее как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему.

Для принятия мер по устранению выявленных наруше­ний Счетная палата РФ направляет представление орга­нам государственной власти РФ, руководителям проверя­емых предприятий, учреждений, организаций. При выяв­лении на проверяемых объектах нарушений, наносящих ущерб государству, Счетная палата РФ имеет право да­вать администрации обязательные для исполнения пред­писания, которые могут быть обжалованы в судебном по­рядке. Счетная палата РФ должна регулярно предостав­лять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

контрольные функции в области финансов осуществля­ют также представительные органы государственной влас­ти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ве­дении Президента РФ создан специальный контрольный орган — Главное контрольное управление Президента Рос­сийской Федерации. Оно является органом широкой сфе­ры контрольной деятельности, составной частью которого является финансовый контроль. Управление не наделено правом применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных на­рушений руководителям федеральных органов исполни­тельной власти, главам исполнительной власти субъектов РФ. Эти предписания должны быть рассмотрены в тече­ние 10 дней.

Федеральный орган исполнительной власти общей ком­петенции - Правительство РФ — непосредственно осуще­ствляет финансовый контроль, а также направляет конт­рольную деятельность подведомственных ему органов го­сударственного управления, в том числе финансовых.

Правительство РФ на основании ст. 114 Конституции РФ и Закона РФ «О Правительстве РФ» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведе­ние единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль в области финан­совой деятельности органов исполнительной власти субъек­тов Федерации, принимает меры по устранению выявлен­ных нарушений. Одновременно Правительство осуществ­ляет контроль за деятельностью в области финансов под­ведомственных министерств и других федеральных орга­нов исполнительной власти специальной компетенции.

Особое место в системе общегосударственного финансо­вого контроля занимает Министерство финансов, которое является одним из государственных органов, специально созданных для деятельности в области финансов. Минфин РФ осуществляет финансовый контроль за рациональным и целесообразным расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, за использованием инвестиций, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства РФ.

Финансовый контроль возложен на управления, отделы и другие подразделения Минфина, а также на специально созданный в его структуре аппарат Контрольно-ревизионное управления (КРУ).

В республиках, областях, краях, городах Москве и Санкт-Петербурге назначаются главные контролеры. В их аппарате работают старшие контролеры-ревизоры и конт­ролеры-ревизоры.

Следует отметить, что контрольные полномочия Мин­фина направлены на бюджет и государственные внебюд­жетные фонды только федерального уровня. Это означает, что при проверке деятельности органов власти субъектов РФ, контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятель­ности бюджетного устройства, самостоятельности финан­совой деятельности субъектов РФ и органов местного са­моуправления, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.

В целях усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ создана централизованная система органов федерального казначейства.

Федеральное казначейство находится в подчинении Минфина РФ. Наряду с другими функциями осуществляет контроль, направленный на исполнение федерального бюд­жета и использование государственных внебюджетных фон­дов. Федеральное казначейство включает и себя главное управление и территориальные органы на местах вплоть до городов и районов. Основная функция Казначейства -кассовое исполнение федерального бюджета. В случае вы­явления нарушений в деятельности банков и иных финан­сово-кредитных учреждений (по несвоевременному зачис­лению средств в бюджет или внебюджетные фонды - или наоборот) Казначейство имеет право налагать штрафы на них либо вносить в ЦБ РФ представление на лишение их лицензий на совершение банковских операций.

Общегосударственный финансовый контроль могут вес­ти также банки и другие учреждения кредитной системы. Банки осуществляют предварительный текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку пред­ставленных документов, устанавливая право хозяйствую­щего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Обеспечение кредита позволяет контроли­ровать целевое использование заемных средств. Банковс­кий контроль в процессе кредитования сочетается с конт­ролем, осуществляемым при организации расчетов. Осо­бое место в системе банковского контроля занимает Цент­ральный банк РФ. Ему поручено осуществлять надзор за соблюдением банками и кредитными учреждениями дей­ствующего законодательства о банковской деятельности. Банк России может назначить и осуществить проверку операций банков, поручить проведение таких проверок аудиторским организациям.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций и учреждений. Этот контроль выполняют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения министерств и ве­домств.

Внутрихозяйственный финансовый контроль представ­ляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его струк­турных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономичес­кими службами самого хозяйствующего субъекта.

В зависимости от времени проведения финансовый кон­троль подразделяется на:

— предварительный;

— текущий;

— последующий.

Государственный и муниципальный финансовый конт­роль подразделяется по форме проведенияна обязатель­ный и инициативный.

Обязательный финансовый контрольпроизводится ком­петентными органами в соответствии с требованиями за­конодательства. Обязательный финансовый контроль про­водят Счетная палата РФ, Федеральное казначейство и др. Инициативный государственный и муниципальный финан­совый контроль осуществляется по решению руководите­лей государственных и муниципальных унитарных пред­приятий, а также других организаций, все имущество ко­торых является государственной или муниципальной соб­ственностью.

Аудиторская деятельность (аудит)представляет собой независимую вневедомственную проверку бухгалтерской, финансовой отчетности, налоговых деклараций, платежно-расчетных и других документов с целью установить достоверность, полноту и точность отражения соответству­ющей информации, а также определить соответствие со­вершенных финансовых и хозяйственных актов действую­щему в России законодательству.

 

3. Формы и методы финансового контроля