Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля
Следовательно, под финансовым контролемследует понимать осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов (в ряде случаев и негосударственных), наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервного ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности.
При этом финансовый контроль выполняет как минимум две функции: 1) проверяется законность финансовой деятельности всех субъектов финансовых правоотношений от государства до каждого физического лица, 2) проверяется экономическая обоснованность и эффективность проводимой государством финансовой деятельности, т.е. ее целесообразность.
Понятие финансового контроля
Правовые основы финансового контроля и аудита
ГЛАВА II
Финансы как экономическая категория обладают не только распределительной, но и контрольной функцией. Финансовая деятельность обязательно предполагает осуществление контроля за выполнением задач, стоящих перед государством. Поэтому объектом приложения финансового контроля являются прежде всего денежные отношения, возникающие при формировании финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы.
Финансовый контроль— контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Государственный и муниципальный финансовый контроль является одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех институтов финансовой деятельности государства, органов государственной власти и управления. К основным функциям финансового контроля относятся: проверка расходования государственных средств, использования расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдением правил учета и отчетности,
Финансовый контроль охватывает не только финансовую деятельность государственных, но и негосударственных предприятий, учреждений и организаций, а также при предоставлении негосударственным предприятиям субсидий и кредитов.
Целью государственного и муниципального финансового контроля является создание научно обоснованной финансовой политики, создание эффективного финансового механизма.
Объектом приложения финансового контроля являются прежде всего денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и непроизводственной сфере, во всех звеньях финансовой системы. Сущность финансового контроля выражается в его задачах, которые реализуются в отношении общественных отношений, регулируемых финансовым правом. Это следующие задачи:
а) проверка своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления юридическими и физическими лицами;
б) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (как бюджетных, так и собственных),
в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств хозяйствующими субъектами,
г) выявление внутренних резервов производства — более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
д) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. Л в случае выявления таких нарушений в установленном порядке применяются меры воздействия к юридическим лицам, должностным лицам и гражданам. Под финансовой дисциплиной понимают четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Финансовая дисциплина является одной из сторон законности. Однако финансовый контроль не следует сводить только к способу обеспечения законности в финансовой сфере. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном воздействии контроля на более рациональное использование финансовых ресурсов, на оптимальное функционирование всех звеньев финансовой системы.
Государственный и муниципальный финансовый контроль весьма многообразен. Финансовый контроль в зависимости от правового статуса субъектов, занимающихся контрольной деятельностью, может быть государственным, внутрихозяйственным и независимым (аудиторским).
Государственный финансовый контроль в свою очередь может быть:
- общегосударственный (осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами);
— ведомственный (проводится на подведомственных предприятиях и учреждениях контрольно-ревизионными отделами министерств и ведомств, соответствующими управлениями исполнительных органов местной власти и т.п.).
Многообразие органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль, обусловлено широтой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, и разнообразием ее сфер. Исходя из этого выделяют различные виды государственного и муниципального контроля.
Общегосударственный финансовый контроль может осуществляться в форме парламентского контроля при рассмотрении и утверждении проекта государственного бюджета и отчета об его исполнении. Для этой цели Государственная Дума создает специально бюджетную комиссию. Она проверяет законность и полноту предусмотренных в бюджете государственных расходов и доходов, эффективность и целесообразность использования государственных средств. Контрольные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Государственной Думой и Советом Федерации в рамках своих предметов ведения. Подконтрольные учреждения и должностные лица обязаны неукоснительно выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые документы и информацию. Совет Федерации РФ и Государственная Дума образуют Счетную палату. Закон РФ «О Счетной палате РФ» определяет ее как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему.
Для принятия мер по устранению выявленных нарушений Счетная палата РФ направляет представление органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений, организаций. При выявлении на проверяемых объектах нарушений, наносящих ущерб государству, Счетная палата РФ имеет право давать администрации обязательные для исполнения предписания, которые могут быть обжалованы в судебном порядке. Счетная палата РФ должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган — Главное контрольное управление Президента Российской Федерации. Оно является органом широкой сферы контрольной деятельности, составной частью которого является финансовый контроль. Управление не наделено правом применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов РФ. Эти предписания должны быть рассмотрены в течение 10 дней.
Федеральный орган исполнительной власти общей компетенции - Правительство РФ — непосредственно осуществляет финансовый контроль, а также направляет контрольную деятельность подведомственных ему органов государственного управления, в том числе финансовых.
Правительство РФ на основании ст. 114 Конституции РФ и Закона РФ «О Правительстве РФ» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль в области финансовой деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению выявленных нарушений. Одновременно Правительство осуществляет контроль за деятельностью в области финансов подведомственных министерств и других федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции.
Особое место в системе общегосударственного финансового контроля занимает Министерство финансов, которое является одним из государственных органов, специально созданных для деятельности в области финансов. Минфин РФ осуществляет финансовый контроль за рациональным и целесообразным расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, за использованием инвестиций, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства РФ.
Финансовый контроль возложен на управления, отделы и другие подразделения Минфина, а также на специально созданный в его структуре аппарат Контрольно-ревизионное управления (КРУ).
В республиках, областях, краях, городах Москве и Санкт-Петербурге назначаются главные контролеры. В их аппарате работают старшие контролеры-ревизоры и контролеры-ревизоры.
Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина направлены на бюджет и государственные внебюджетные фонды только федерального уровня. Это означает, что при проверке деятельности органов власти субъектов РФ, контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства, самостоятельности финансовой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.
В целях усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ создана централизованная система органов федерального казначейства.
Федеральное казначейство находится в подчинении Минфина РФ. Наряду с другими функциями осуществляет контроль, направленный на исполнение федерального бюджета и использование государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство включает и себя главное управление и территориальные органы на местах вплоть до городов и районов. Основная функция Казначейства -кассовое исполнение федерального бюджета. В случае выявления нарушений в деятельности банков и иных финансово-кредитных учреждений (по несвоевременному зачислению средств в бюджет или внебюджетные фонды - или наоборот) Казначейство имеет право налагать штрафы на них либо вносить в ЦБ РФ представление на лишение их лицензий на совершение банковских операций.
Общегосударственный финансовый контроль могут вести также банки и другие учреждения кредитной системы. Банки осуществляют предварительный текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Обеспечение кредита позволяет контролировать целевое использование заемных средств. Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Особое место в системе банковского контроля занимает Центральный банк РФ. Ему поручено осуществлять надзор за соблюдением банками и кредитными учреждениями действующего законодательства о банковской деятельности. Банк России может назначить и осуществить проверку операций банков, поручить проведение таких проверок аудиторским организациям.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций и учреждений. Этот контроль выполняют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств.
Внутрихозяйственный финансовый контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта.
В зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется на:
— предварительный;
— текущий;
— последующий.
Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется по форме проведенияна обязательный и инициативный.
Обязательный финансовый контрольпроизводится компетентными органами в соответствии с требованиями законодательства. Обязательный финансовый контроль проводят Счетная палата РФ, Федеральное казначейство и др. Инициативный государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется по решению руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также других организаций, все имущество которых является государственной или муниципальной собственностью.
Аудиторская деятельность (аудит)представляет собой независимую вневедомственную проверку бухгалтерской, финансовой отчетности, налоговых деклараций, платежно-расчетных и других документов с целью установить достоверность, полноту и точность отражения соответствующей информации, а также определить соответствие совершенных финансовых и хозяйственных актов действующему в России законодательству.
3. Формы и методы финансового контроля