Источники финансового права
Финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования государством денежных средств.
Вся финансовая деятельность государства осуществляется на основе норм финансового права.
В системе российского национального права насчитывается более 50 самостоятельных отраслей права, совокупность которых и составляет данную систему. Известно, что одна отрасль права отличается от другой отрасли права по предмету и методу правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования многие ученые считают, что финансовое право занимает в системе права России самостоятельное право.
В процессе финансовой деятельности государство с помощью правовых норм регулирует права, обязанности и ответственность субъектов, участвующих в этой деятельности.
Финансовое право, как считает Н.И. Химичева, закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, отлица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы.
Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права служат определенные критерии, главным из которых является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.
Предмет финансового права — общественные (финансовые) отношения (бюджетные, налоговые, расчетно-кредитные, валютные, отношения в связи с контролем за финансовой деятельностью), возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования денежных средств государством и муниципальных образований при реализации своих задач.
В предмет финансового права входят общественные отношения, возникающие в процессе построения структуры финансовой системы, распределения компетенции между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением, отношения по регулированию всей финансовой деятельности.
Как самостоятельная отрасль права, финансовое право является совокупностью юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
В зависимости от субъектного состава финансовые отношения, составляющие предмет финансового права, могут быть разделены на следующие группы отношений: а) между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением, 6) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и юридическими лицами, с другой;
в) между государственными или муниципальными финансово-кредитными органами;
г) между государственными или муниципальными предприятиями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного (муниципального) управления; д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой; е) между финансов о-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами, с другой (в вопросе внесения обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.
Метод той или иной отрасли права зависит от характера общественных отношений, которые она (отрасль) регулирует, от правового статуса субъектов этих отношений. Исходя из вышесказанного в отношении предмета финансового права, можно констатировать обусловленность метода финансового права особенностями финансовых правоотношений.
По методу правового регулирования на первый взгляд финансовое право совпадает с административным правом. Тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов власти. В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области финансовой области.
Метод финансового права базируется на способах предписания, дозволения и запрета, по сути он является властно-стоимостным методом. Он обусловлен юридическим неравенством сторон финансовых отношений, реализуется через государственно-властные предписания и стоимостной механизм воздействия на участников финансовых правоотношений.
Основной метод финансового права — государственно-властные предписания, которые касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных средств и т.п.
В настоящее время большее значение стали приобретать и другие методы: рекомендации, согласования и т.п.
Основным из них является институт бюджетного права. В бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, обеспечивающие функционирование государства и его органов власти.
Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов или источниках.
В целях регулирования финансовой деятельности государство использует самый действенный регулятор - право. Следовательно, юридической формой осуществления финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они представляют собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права, которые весьма многообразны и классифицируются по различным основаниям.
В зависимости от того, какие органы издают финансово-правовые акты, они подразделяются на две группы: акты органов государственной власти и акты органов государственного управления. По юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. В свою очередь все финансово-правовые акты можно разделить на правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления.
К источникам финансового права можно отнести Конституцию Российской Федерации. Многие ее ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Например, ст. 75, ч. 3, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются федеральным законом. Ст. 114 устанавливает, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.