Вопрос № 54. Экзистенциалистская философская традиция.

Роль философии, прежде всего, состоит в том, чтобы давать человеку интеллектуально-духовные способы самоопределения в мире. Поэтому каждое философское направление выступает в качестве определенного стиля мышления, метода в профессиональной сфере, а также мировоззренческой основы жизненной самореализации.

Особенно такая роль философии в жизни общества и человека видна на примере ЭФТ, которая складывалась в мировом философском процессе постепенно.

Истоки ЭФТ можно найти в античной философии. Существует временная взаимосвязь. Ближайшими истоками ЭФТ можно считать философское наследие Серена Кьеркегора, Эдмона Гуссерля, Ф.М. Достоевского, Н. Бердяева, Л. Шестова.

Серен создал экзистенциалистскую диалектику – диалектику чувств (у Гегеля - эссенциальная диалектика (эссенциальная сущность), носящая рациональный характер, а у Серена – субъективная диалектика, т.к. «экзистенс» - существование). У Декарта формула «Мыслю, значит существую» может рассматриваться как модель развития философской мысли.

Немецкая классическая философия исследовала диалектику мышления, а неклассическая европейская философия в своей ЭФТ была обращена к человеческому существованию.

ЭФТ (Серен 1813 – 1855) имеет несколько этапов своего развития:

1. от Серена

2. от Хайдеггера (20 годы 20 века)

3. от Сартра (период 2 мировой войны)

ЭФТ нашла свое развитие в различных вариантах творческого соединения с другими философскими традициями, например, с психоаналитической, марксистской, постструктуралистской).

Мировоззренчески Серен построил философскую систему в которой человек ставит себе вопрос о «заброшенности» в этот мир, о том, что человек вынужден играть в жизни игры по навязанным ему правилам, о которых его даже не спросили.

Для исследования человеческой души, ее глубин в ЭФТ используется метод «феноменологической» редукции, разработанный Гуссерлем. По сути метод заключается в том, чтобы редуцировать (свести) сознание к первоосновам человеческого бытия, освободив сознание от повседневного опыта, суеты, от обременения его обыденным содержанием. В ЭФТ под бытием понимается только бытие человека, а оно сводится к потоку сознания, переживаний.

 

Вопрос № 55.Мартин Хайдеггер (1889-1976)

Мартин Хайдеггер создал фундаментальную онтологию, в которой человеческое бытие трактуется как «понимание». Смысл человеческому бытию придает его конечность. Именно в силу конечности человеческого бытия, оно приобретает особое свойство - историчность. Смысл человеческой жизни заложен в этом историзме.

По Хайдеггеру в основе человеческого бытия лежат экзистенциалы (забота, совесть, страх, вина и т.д.). в принципе экзистенциалы могли бы рассматриваться как априоризмы души. По Хайдеггеру человека создала забота. Природа человеческого бытия - посвященность чему-либо. Человек все делает во имя и для.

Экзистенциал страха подразделяется на несколько видов:

1. ситуационный

2. бытийный – этот страх как открытость бытия.

Хайдеггер ввел особый термин «das man», который обозначает обыденное суетное состояние неотличимого от массы человека, растворенного в толпе, погруженного в жизненную рутину. В «das man» человек лишается своей индивидуальности. Он – единица в толпе. Это поверхностное состояние не допускающее подлинной бытийности. Доступ к своей самости закрыт. Бытие (поток сознания) протекает в поверхностном слое. Но это состояние Хайдеггер считал спасительным способом избавиться от онтологического страха, тревоги. Хайдеггер показал, что и в «das man» есть место для экзистенции, если человек в этом состоянии настрое экзистенционально и готов строить, жить, мыслить.