Вопрос №47. понятие толерантности. Насилие и ненасилие. Проблема свободы совести в диалектике права.

Вопрос №46. развитие научного знания. Понятие парадигмы.

Представители постпозитивизма исследовали динамику развития научного знания, одна из первых концепций принадлежала Томасу Куну ( «структура научной революции»). В это книге Кун рассматривает развитие научного знания как процесс смены парадигмы.

Парадигма – система принятых в определенном научном сообществе условностей, а также методов постановки и решения научных проблем. Иногда это слово используется в смысле научное сообщество.

Парадигмальная модель развития научного знания состоит в том, что сначала различные научные парадигмы борются между собой, потом наступает период нормальной науки (когда побеждает 1 парадигма). В дальнейшем начинают формироваться новые научные парадигмы и период нормального развития науки сменяется периодом борьбы научных парадигм.

Понятие парадигмы употребляется сегодня и в более широком смысле, например, культурная парадигма.

По Малиновой парадигма – система смыслов, правила смыслообразования которой задают границы ее изменения.

В любой парадигме с этой точки зрения существуют «предельные вопросы», которые можно сформировать на языке этой парадигмы. Но на них нельзя ответить в ее рамках (например, парадигма УП позволяет сформулировать вопрос о смертной казни, но в рамках парадигмы УП невозможно сформулировать ответ на этот вопрос. Проблема смертной казни всегда требует обращения к другим отраслям (этика, психология). Принцип гуманности и справедливости в УП сформулирован не в самом УП, а заимствован из других отраслей).

«парадигма» - «прообраз».

 

Толерантность – терпимость, т.е. терпимое отношение к инакомыслию, индивидуальным проявлениям личностной свободы в ее светских и религиозных формах.

Проблема толерантности тесно связана с проблемой насилия и ненасилия.

Насилие бывает 2 видов:

- физическое

- психологическое

В ракурсе толерантности речь должна идти о психологических формах насилия. В современной информационной цивилизации, в связи с появлением СМИ, Интернета усовершенствовались и приобрели тотальный характер технологии психологического насилия. К психологическому насилию, прежде всего, относятся манипулирование массовым и индивидуальным сознанием. С помощью таких технологий людям внушается:

1.определенный стандарт образа мыслей, т.е. тип, стиль мышления

2.определенные пристрастия различного рода: от гастрономических до политических и сексуальных.

3.формируется общественное настроение

Насилие в психологической сфере проецируется в насилие в физической сфере. Так, определенные манипулятивные внушения этническим или религиозным группам идей об исключительности определенного этноса или религии, наряду с разрушением толерантного отношения к другим этносам и религиям дает, как правило, самоубийственный тип поведения, вплоть до самогеноцида.

Толерантность вовсе не является панацеей от всех социальных бед. Более того, ее нельзя путать с беспринципностью и всеядностью. Адекватная толерантность всегда основывается на высоком уровне культуры, образованности, просвещенности.

Вопросы, связанные с толерантностью спорны.

Свобода совести – по смыслу подразумевает свободу религиозного выбора. Однако в современном мире на уровне международного сообщества наряду с конфессиями выделяется особая группа сектантских образований, характеризуемых как тоталитарные изуверские секты. Сегодня еще не выработаны четкие критерии для определения характера деятельности тех или иных сект в качестве тоталитарных или изуверских.

Основные критерии:

1. деятельность секты направлена на формирование антисоциальных установок у своих членов. Эти установки могут носить не только агрессивный, но и изоляционистский характер.

2. деятельность секты направлена на разрыв индивидуально и общественно значимых связей человека

3. секта побуждает человека неадекватно распоряжаться своим имуществом

4. секта побуждает человека неадекватному социальному поведению