Вопрос № 38. Учение К. Юнга об архетипах.
Вопрос №37. Коллективное бессознательное. Его проекции в правосознании.
К. Юнг ввел понятие «коллективное бессознательное» - это общая для всех духовная основа. Каждый человек обладает многослойным ядром бессознательного: в самом центре – палеопамять (дочеловеческий чувственный опыт, передающийся генетически), дальше – архетипный древний родовой опыт (тоже передается генетически), чем дальше от центра, тем в большей степени представленный в бессознательном уровне психики опыт индивидуализирован.
Архетип – бессознательная психическая структура, в содержании которой представлен древний родовой опыт ( в этом опыте зафиксированы фундаментальные основания человеческого бытия, т.е. основные фундаментальные отношения).
К. Юнг в работе «Проблема души современного человека» предлагает следующую модель роли коллективного бессознательного в общественной жизни:
Дерево: его крона – актуальное общественное сознание (т.е. то, что есть сейчас), культура, а почва – это коллективное бессознательное, куда в итоге откладываются некоторые явления – опадающие листья.
По Юнгу коллективное бессознательное образуется в результате вытеснения из культуры определенных фрагментов (обряды каннибализма, инициации, архаичные явления инцеста, промискуитета, на схеме это падающие листья, перегнивая, они образуют коллективное бессознательное).
Юнг выделял 2 вида архетипов:
1. образные – зафиксированные в коллективном бессознательном символические формы , символизирующие определенные типы человеческих функций, статуса и облика. Например, мать, герой, дитя, мудрец.
2. поведенческие – зафиксированы фундаментальные формы, правила человеческого поведения (не только внешнего, но и внутреннего)
а - Архетип «тень» - система правил, запрещающих демонстрацию всех проявлений и влечений, относящихся к числу естественных. Юнг определил «тень» как то, что человек отказывается признать в себе, потому что это считается неприличным.
Юнг задался вопросом: почему именно естественные влечения и их проявления находятся под запретом «тени» в цивилизованных обществах (ведь половые акты - необходимое условие для продолжения рода). По Малиновой – архетип «тени» - защитный механизм культуры: ребенку с детства прививаются автоматизмы предпочтения действовать по правилам (хотя правила выполнять трудно) и не реализовывать напрямую, вне этих правил, свои естественные влечения. Для выработки таких автоматизмов применяется универсальный способ – архетип «тени» - все естественные потребности и их проявления объявляются неприличными.
Б – архетип «персоны» - система норм, запрещающих самоэкспонирование без маски. Даже у дружественных племен всегда соблюдалось правило «личины» - опознавательного письменного знака.
В – архетип «самости» - личность во всей полноте ее свойств и реализованных возможностей – архетип самореализации. К. Юнг использовал этот архетип как критерий развития общества: степень совершенства общества зависит от того, насколько оно создает условия для полной самореализации наибольшего числа людей.