Вопрос №32. Основные законы диалектики.

Вопрос №31. Античная диалектика.

Философы Древней Греции отличались диалектическим складом мышления и это можно рассматривать как отражение духа античной цивилизации, которой была присуща диалектичность (ведь именно от слова «диалог» происходит слово «диалектика»). основателем диалектики принято считать Сократа (но диалектика не появилась вместе с ним). Сократ создал своего рода теорию диалога:

1. ирония как прием ведения диалога: это доведение до абсурда позиций собеседника при видимом с ним согласии.

2. малевтика – (искусство родовспоможения, повивальное искусство) - родовспоможение мысли с помощью наводящих вопросов.

Одним из великих диалектиков античности является Гераклит Эфесский.

В античной диалектике принято выделять 2 школы:

1. милетская школа – основное внимание было сосредоточено на диалектике природы: природные силы, явления рассматривались в отношениях диалога, по модели диалога (влажное – сухое, мертвое – живое, большое – малое).

2. элейская школа - основное внимание было сосредоточено на диалектике мышления. Элеаты изучали противоречивость мышления, диалектические моменты в знании и т.д. (Ахиллес и черепаха).

 

Маркс и Энгельс считали себя последователями Гегеля в области диалектического метода (хотя Гегель был объективным идеалистом, а Маркс и Энгельс – материалисты). Но диалектический метод универсален. Маркс и Энгельс в 40-ых годах 19 века начали создавать диалектико-материлистическое учение: по оценкам классиков марксизма, Маркс и Энгельс впервые в истории создали материалистическое учение об обществе (до них в истории философии материалистическая традиция касалась только материалистического понимания природы). Кроме того, материалистическая традиция получила свое развитие в работах Маркса и Энгельса еще и в том смысле, что материализм был наполнен диалектическим содержанием (включая и материалистическое понимание общества), а диалектика была наполнена материалистическим содержанием.

С т.з. Маркса, человека от животного отличает способность производить средства существования и орудия, все остальные отличия (например, по Фейербаху – мыслить, любить) производны от этой основной фундаментальной способности. По Марксу, человек – существо социальное, а в основе социальности лежит производство: труд создал человека: способ производства составляет основу общественного развития и первичными являются производные отношения (идеологические же – вторичны).

1закон.В марксистской версии законы диалектики таковы: основной закон диалектики, закон, объясняющий источник развития: закон единства и борьбы противоположностей.

Основные понятия данного закона:

Противоположности – такие стороны процессов, которые взаимно отрицают друг друга, но при этом дополняют друг друга, взаимно обуславливают, составляя единое целое.

Противоречие – процесс взаимодействия противоположных сторон любого процесса. Оно лежит в основе любого развития.

2 закон объясняет «механизм развития»: закон перехода количественных изменении в качественные. Развитие осуществляется за счет постепенного накопления незначительных, несущественных (количественных) изменений и скачкообразного перехода (за счет накопления этих изменений) на другой качественный уровень.

Качество – определенность предмета, тождественное с его бытием.

Количество – определенность предмета, безразличное к его бытию.

Мера – предел, до которого количественные изменения не приводят к качественным.

Скачок – переход от одного качественного состояния в другое (экстремальные - сальтоционные, постепенные).

3 закон. Показывает траекторию развития. Закон отрицания отрицания. Процессу развития свойственны: 1 – поступательность; 2 – преемственность; 3 – возвращение к прежним состояниям на новом качественном уровне, т.е. развитие по спирали.