Вопрос №30. Уровни мировоззрения.

Вопрос №29. Понятие «мировоззрение».

Вопрос №28. Проблема свободы воли.

Гегель определял свободу как высшую способность желания: разум берет мир таким, какой он есть, а воля - таким , каким он должен быть с т.з. данного субъекта. но не надо думать, что разум у человека в 1 кармане, а воля в другом: воля разумна, а разум волит. Основное содержание воли – постановка целей, а главное условие существования воли – неполная реализация этих целей. Потому что воля – стержень субъектности. Воля предполагает особый тип отношения к миру: с надеждой, претензией, ожиданием. Полностью реализованная воля - «чистая неопределенность я» (т.е. исчезает стержень субъективности, а значит и сама субъективность).

Современник Гегеля Гете в художественной форме выразил аналогичные идеи: Фауст отвергает предложение Мефистофеля, достаточно выгодное с обыденной т.з.: дьявол предложил Фаусту вечную молодость и богатство в обмен на его душу.

Философский смысл «Фауста» состоит в том, что:

1. Дьявол охотится за человеческими душами, п.ч. он сам все может, но ничего не хочет. Человеческие души ему нужны, чтобы приобрести их потенциал желаний.

2. Фауст расторгает договор, п.ч. понимает, что будет иметь все, но не будет ничего хотеть (лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой).

 

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем, на смысл жизни, смысл истории, основания и границы человеческого познания.

Мировоззрение носит деятельностный характер, п.ч. находит свое отражение в человеческих поступках, лежит в основе человеческих мотиваций, оценок (поступков других людей, различных событий). Мировоззрение носит ценностный характер, оно «отцентрировано» на личность.

Мировоззрение – картина мира, которая имеет центр.

Центр – Сам носитель мировоззрения. Мировоззрение м.б. типологизировано по различным эпохам (историческим, культурным), по сословным признакам, по профессиональным сообществам, по признаку преобладающих в нем мифологических, религиозных комплнентов.

Мировоззрение не включает в себя какие – либо части знания или сведения. Оно носит обобщенный характер. Если даже в нем присутствуют некоторые частности, то лишь в той мере, в какой они имеют символическое, ритуальное или иное значение.

 

1. теоретический – высший, состоит из научно обоснованных знаний, представлений.

2. сакральный (святой, священный) – средний, состоит из идеалов и ценностей – как религиозных, так и светских.

3. обыденный – низший, состоит из практических, повседневных представлений (как общаться, одеваться и т.д.).

В современной литературе некоторые авторы, в частности С.С. Алексеев, выделяют юридическое мировоззрение – картина мира, которая присуща какому-то индивиду (профессионалу или образованному человеку).

В юридическом мировоззрении конкретного человека безусловно присутствуют все 3 уровня: теоретический – уровень подсознания; сакральный – уровень правосознания(сфера правовых идеалов и ценностей); обыденный – уровень правосознания (правовые обычаи).

Мировоззрение не имеет автора, оно складывается стихийно и есть у каждого человека.

Философия – это теоретическая рефлексия над мировоззрением. Философия – это мировоззренческая область человеческих знаний (давно идет дискуссия: является ли философия наукой?).