Вопрос №25. Этика Канта.
Вопрос № 24. Кант. Онтологическая проблематика.
Кант не проводит демаркационной линии между гносеологией и онтологией.
Кант вводит понятия для обозначения реальности: феномены, ноумены и вещь в себе.
Для того, чтобы понять соотношение этих терминов в кантовской онтологии, необходимо отметить, что Кант делит все человеческие представления на 2 вида:
1. представления об единичных чувственных вещах – феномены.
2. представления о сверхчувственных сущностях, те, которые не могут быть предметом чувственного опыта (не даны в ощущениях) – ноумены.
Кант дает такие определения:
1. вещь в себе – возможная причина единичных чувственных представлений. Ее существование сомнительно – она м.б., ее м. не б. (Кант придает реальности вероятностный характер: его ответ на проблему, поставленную Юмом относительно реальности, состоит в том, что для феноменов возможно существует внешняя причина – он ее называет «вещь в себе», а возможно и нет. То, чем является и как выглядит вещь в себе не может быть ни при каких условиях и обстоятельствах точно установлено). В качестве примеров можно взять Беркли (муха и увеличительное стекло), а также летящую стрелу – ее траекторию.
2. феномены – результат афференцирования чувственности. Возможной причиной феноменов м.б. вещь в себе.
3. ноумены – умозрительные (идеальные) конструкции разума на основе его априоризмов. Ноуменальные представления не могут быть предметом чувственного опыта. Например, Бог, бесконечность, справедливость.
Кант выделял 2 вида поступков:
1. моральные, т.е. те, основой которых является только 1 мотив – желание следовать моральной норме – даже вопреки своим желаниям, влечениям, выгоде.
2. легальные – в их основе – утилитарная цель или страсть, но они не нарушают никаких моральных норм, поэтому так и называются.
В основе моральных поступков лежит категорический императив, а у легальных - гипотетические императивы (они по сути своей являются гипотезой достижения выгоды или удовлетворения страсти).
Императив – объективный принцип долженствования.
Максима – субъективный принцип долженствования.
Долженствование – следование правилу, закону по доброй воле, без принуждения.
Кант по сути поставил проблему: если нормы морали исторически изменяются стихийно, а не по решению законодателя, то при каких условиях нарушения устоявшейся моральной нормы не является безнравственным, а содержит в себе зачатки, ростки новой нормы морали, соответствующей новым ценностям, для которых пришло время. Ведь фактически новые нормы морали рождаются «на костях» старых, через их все нарастающее нарушение.
Кант выделил 2 сочетающихся взаимосвязанных условия, при которых нарушение моральной нормы не является безнравственным, а несет в себе ростки новой нравственности:
1. категорический императив – действуй так, чтобы максима твоего поступка (воли) могла бы стать актом всеобщего законодательства. Этот императив сам по себе недействителен без 2 условия:
2. относись к человеку в своем лице и лице всякого другого как к цели, а не как средству. Раскольников построил как бы новую моральную систему, в которой достойный должен жить достойно и он может использовать другого, менее достойного, по его мнению, человека, для достижения этой цели.
Очень часто Канту приписывается принцип: действуй так, как если бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Но это – искажение. На самом деле у Канта: действуй так, как если бы ты хоте, чтобы в отношении тебя действовал бы тот же закон, которым ты руководствовался в своем поступке.
Основная идея кантовской морали заключалась в следующем: своим поведением мы формируем поведение других людей, т.к. индивидуальное правило (максима) нашего поступка становится правилом для других в определенных пределах. На этом основан принцип обращаемости зла: совершая зло, оно к нам вернется.