Вопрос № 23. Гносеологическая проблематика в философии Канта.

Вопрос № 23. Кант о предмете философии.

Кант совершил «коперниканский» переворот в в понимании предмета философии (у Коперника поменялись местами Земля и Солнце). Кант же ввел понятие трансцендентального субъекта, который изначально обладает доопытными (априорными) познавательными способностями и поэтому является активной стороной в процессе познания (субъект конструирует объект). До Канта в философии нового времени доминировали представления об эмпирическом субъекте, которому предписывалась пассивная роль в познании.

Хотя у Канта были предшественники, высказывавшие относительно активной роли субъекта в процессе познания ( Декарт, Локк), Кант считал, что предметом философии – должно быть исследование априорных способностей трансцендентального субъекта и называл свою философскую систему «трансцендентальным идеализмом».

В введении к работе «Критика чистого разума» - 1781 год – Кант рассуждал так:

1. человек подобен строителю: обнаружив, что возведенное им здание покосилось, он заглядывает в фундамент. Если «здание» созданной человеком культуры деформируется, то надо исследовать его «фундамент», т.е. само сознание, потому что «фундамент» всего, что делает человек – это сознание. Таким образо, задача философии – исследовать основания сознания, как бы инвентаризировать его способности.

2. предмет философии по Канту – рефлексия оснований разума, предметом философской рефлексии не может быть внешний мир, ее предмет – лишь сознание.

3. с т.з. Канта, философия – это метафизика. Физика изучает природу, а философия изучает то, что находится за пределами природы - сознание.

4. кантовская трактовка предмета философии имеет прямое отношение к европейской философии и науке: Кант считал, что науки , не исследующие своих оснований в разуме – догматические науки. Наука должна быть критической, т.е. исследовать свои основания в разуме, опираясь на философскую рефлексию (на современном языке это значит: философия должна выполнять для науки методологическую роль, а наука без методологических рефлексий – догма). Кант до этой работы стоял на позициях натурфилософии - естествознание умозрительное, где философия пытается подменить естественные науки. натурфилософия сохраняет свои позиции до сих пор и часто выдается за подлинную философию, но Кант указывал, что философия – метафизика и предметом философской рефлексии не м.б. внешний мир.

 

У Канта невозможно провести четкую грань между гносеологией и онтологией.

Основа кантовской гносеологии:

1. понятие трансцендентального субъекта

2. понятие априорных способностей разума

К понятию априоризма Кант пришел следующим образом: он выделил 2 вида суждений: аналитические (те, в которых предикат ничего не добавляет субъекту суждения) и синтетические (те, в которых предикат добавляет что-либо субъекту суждения).

Кант ставил проблему: откуда берется содержание в синтетических суждениях. В апостериорных суждениях (т.е. основанных на опыте) содержание предиката извлекается из опыта. В априорных синтетических суждениях (т.е. доопытных, не извлеченных из опыта) совершенно непонятно откуда берется содержание предиката, т.е. прибавление индивидуализации есть, а откуда она берется непонятно (Бог всемогущ, всеблаг и всеведущ. Но Бог не может являться предметом конечного опыта, т.к. субстанция бесконечна). Если через точки равноудаленные от другой прямой провести еще одну прямую, то она никогда не пересечется с первой – это утверждение не м.б. предметом опыта, т.к. его нельзя проверить – бесконечные прямые нельзя измерить. К числу априорных суждений относятся те суждения, которые в принципе не могут быть предметом конечного опыта. Кант высказывает предположение о том, что в основе синтетических априорных суждений лежат априорные представления, которые даны человеку изначально. Их он называет априоризмами.

Кант выделяет у человека 3 познавательные способности см. ниже.