Вопрос №21. Рене Декарт. Философский дуализм.

Философский дуализм – признание 2 равноправных субстанций: материальной и духовной. В рамках декартовской онтологии это выглядит следующим образом:

Человек рассматривается по модели психо-физического параллелизма (человек - сочетание 2 субстанций: материальной и духовной). Душа и тело – вечная проблема.

Человек изначально обладает свойствами субстанций, из которых состоит: материальная субстанция обладает свойствами телесности, а духовная – способность мыслить.

В гносеологии Декарта человек изначально обладает «врожденными идеями». Декарт – рационалист, по его мнению, источник знаний – сам разум. Он не отрицает чувства восприятия, но приоритет отдает разуму.

Альтернатива рационализму Декарта – сенсуализм нового времени, прежде всего, Дж. Локка: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах, человеческое сознание подобно чистой доске, на которой мир ощущений оставляет свои знаки». Но у Локка есть схожие с Декартом моменты: Локк выделяет первичные и вторичные качества вещей (первичные качества присущи самим вещам – протяженность, число, фигура, а вторичные - это те качества, которыми субъект наделяет внешние предметы в силу особенностей своих органов восприятия - цвет, вкус, запах.

Схожесть между Локком и Декартом еще и в том, что у обоих существует модель изначальной наделенности субъекта некоторыми познавательными способностями (только у Декарта это врожденные идеи, а у Локка – врожденные вторичные качества).

Рационализм – источник знаний – разум.

Сенсуализм - источник знаний – чувства.

Критерий существования для Декарта: «Я мыслю, значит я существую». Декарт выделял 2 типа причинности: кауза (естественная причинность) и рацио (логическая причинность) и уравнивал их в правах. Декарт на новом уровне воспроизвел античную мысль: «Бытие и мышление – одно и то же». Кауза = рацио – это принцип единства бытия и мышления.

 

Вопрос № 22. Обоснование субъективного идеализма (Д. Юм, Дж. Беркли)

Д. Юм утверждал: « У субъекта нет средств ни для того, чтобы отрицать , ни для того, чтобы утверждать существование внешнего мира».

Данная формула является исходной для субъективного идеализма. С т.з. субъективного идеализма (возник в 17 веке), первичным является сознание (Дж. Беркли).

Английский епископ Дж. Беркли обосновал субъективный идеализм как:

1. реально только то, что дано нам в ощущениях, т.е. вещи. Понятие материи бесполезно, она как призрак, стоит за каждой вещью, но как таковая, вне вещей, в ощущениях не дана. Понятие материи – основание дляя бесплодных дискуссий, поэтому от него нужно избавиться.

2. в трех разговорах Геласса и Фелонуса, Беркли представил в обоснование субъективного идеализма ладошку с вишенкой. Вишня состоит из наших ощущений, если их убрать, то ничего не останется. Отсюда следует, что все вещи – это комплексы наших ощущений.

3. Беркли выделял 4 вида бытия:

- бытие объекта – нет объекта без субъекта, существовать, значит быть воспринимаемым. Вещи – комплексы ощущений.

- бытие субъекта – существовать, значит воспринимать (так же как и у Д. Юма: с его т.з. субъект – это пучок ощущений).

- бытие в воображении, мечтах – зыбкий вид бытия, но совершенно реальный, это – субъективная реальность. Для юристов это очень важно во многих аспектах, особенно в проблеме юридических фактов, т.к. в качестве них могут рассматриваться факты сознания.

- бытие Бога (в Боге) – логически по Беркли Бог инороден. Это понятие ничего не объясняет, но присутствует у Беркли как дань традиции (теория интроекции, т.е. Бог вкладывает в голову ощущения). Бог у Беркли – гарант о крайности солипсизма.