Выбор направлений научных исследований
Классификация научно-исследовательских работ
Нормативные документы о выполнении научно-исследовательских работ
Научные исследования классифицируют:
1. по степени важности для народного хозяйства:
- создание новых процессов, конструкций,
- создание нового повышенного уровня организации производства без создания новых средств труда (конвейер),
- теоретические работы в области общественных, гуманитарных наук;
2. по целевому назначению:
-теоретические исследования – создание новых принципов, расширение знаний общества, более глубокое понимание законов природы (долгосрочные, бюджетные, важнейшие);
-прикладные исследования – создание новых методов, на основе которых проектируют новое оборудование, машины, материалы, способы производства и организации труда (уровень отрасли, научного коллектива, фирмы);
-разработки – цель которых преобразовать теоретические или прикладные работы в технические приложения, здесь нет новых научных исследований (уровень отрасли, предприятия).
Научные исследования проводят: - по государственному плану (важнейшие): - по заданию министерств и ведомств данной отрасли (бюджетные); -по плану предприятия (инициативные). Финансирование работ осуществляют: -из государственного бюджета; -по хоздоговорам; -из прибыли предприятия; -по грантам.
Различают научное направление – сферу научных исследований коллектива, в котором исследования направлены на решение фундаментальных теоретико-экспериментальных задач;
проблему – сложную научную задачу, которая охватывает значительную область исследований и имеет перспективное значение (полезность таких задач можно определить только ориентировочно);
тему – научную задачу, охватывающую определенную область научных исследований, задача базируется на многочисленных вопросах;
вопрос – более мелкую научную задачу.
Из возникающих при решении научных проблем познавательных задач выделяют эмпирические и теоретические задачи.
Теоретические работы направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и т.д. Теоретические познавательные задачи формулируют так, чтобы их можно было проверить эмпирически.
Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов. В научных исследованиях они решаются с помощью различных методов познания – наблюдением и экспериментом. Наблюдение – это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него, фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения. Эксперимент – более общий метод познания, при котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования и т.д. В этом методе можно выявить влияние одного фактора на другой. Эмпирические методы исследования не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования.
Требования к теме научно-исследовательской работы:
- должна быть актуальной, то есть важной, требующей разрешения в настоящее время;
- должна решать новую научную задачу (если задача принципиально новая, то она относится к разряду научных, если нет, то задача считается инженерной); очень важным является вопрос дублирования работ, отношение к нему разное, иногда бывает заказное дублирование работ для получения наилучшего результата;
- должна быть экономически эффективной (возможен социальный эффект);
- должна быть осуществимой или внедряемой, второе условие чаще выполняется, если тему формулирует заказчик.