Вопрос №13. Проблемы соотношения разума и веры.
Вопрос №12. Основные философские проблемы в средние века.
Вопрос №11. Философия средних веков. Общая характеристика.
В рубрику средневековой философии входят философские учения мыслителей с 1 по 16 века н.э., хотя эпоха средневековья определяется с 5 по 16 века. Мыслители с 1 по 5 века своими идеями подготовили средневековую философию и поэтому относятся к средневековой интеллектуальной традиции. Средневековая философия неразрывно связано с теологической тематикой. В культуре преобладает теоцентризм. Христианская теология, т.е. философский анализ Писания, проблем религии, веры, основывалась на использовании идей античных философов, особенно Платона и Аристотеля. До эпохи Возрождения христианские адепты боролись с таким направлением христианской идеологии, т.к. Платон и Аристотель – язычники и поэтому греховно использовать их идеи как метод анализа Священного Писания, но в 13 веке теолог Фома Аквинский обосновал возможность использования идей античных мыслителей для анализа Священного Писания: «Платон и Аристотель не виноваты, что родились до Христа, но их дело было угодно Богу, т.к. они способствовали развитию человеческого разума, которым Бог наделил человека». Роль Фомы Аквинского заключается в том, что оно оправдал проникновение образцов античной культуры в мир европейского средневековья, ведь именно теологи «протоптали» дорожку из европейского средневековья в античную культуру и этим обусловили эпоху Возрождения.
1. соотношение разума и веры
2. доказательства бытия Бога
3. теодицея (оправдание Бога)
4. номинализм и реализм
Философское мышление средневековых теологов отличается высоким интеллектуальным классом. Проблема Бога всегда была проблемой человека. В философском смысле христианская религия сразу возникла со своим теологическим комментарием (им выступило богословие). Христианство пришло в мир через убеждение: первые христиане – это или иудеи, или язычники, принявшие крещение.
- разум и вера – разные типы отношения к истине или к тому, что представляется как истина.
- разум требует обоснования, доказательств, аргументов, логического обоснования истины. Вера же этого не требует.
То, что обосновано логически, фактически аргументировано уже не может быть предметом веры. Вера возможна только по отношению к недоказуемому логически, рационально.
Средневековые схоласты (теологи) предлагали следующие модели соотношения:
1. Тертуллиан: «Верую, потому что абсурдно, иррационально». Предмет веры – то, что алогично, абсурдно, загадочно, таинственно.
2. Августин Блаженный: «Верую, чтобы понимать». В этой фразе он отразил в достаточной мере и свой жизненный опыт: он был неофитом, т.е. новокрещенным. До этого он был язычником, но пылко уверовал в Христа, что послужило толчком (он был просвещенным человеком) к философскому анализу оснований веры. В работах «Исповедь», «Град Божий» он исследует проблемы веры, бытия Бога, творения именно по той причине, что уверовал.
3. Фома Аквинский: «Истины веры неуязвимы со стороны истин разума, но и не противоречат им», т.е. истины веры глухи к истинам разума. В этой фразе Фома Аквинский обосновывает принцип гармонии разума и веры.