Вопрос №10. Этика стоиков.

Вопрос №9. Этика Эпикура.

Вопрос №8. Этика киников и киренаиков.

От слова «киник» произошло слово «циник».

Киники – сообщество, пропагандирующее среди граждан полиса следующие идеи:

1. чтобы быть свободным и счастливым (т.е. достичь блага добродетели) нужно жить по природе и отказаться от того, что не является крайне необходимым (нужен упрощенный жизненный уклад, отказ от роскоши). Их логика заключалась в том, что человек несчастен от того, что боится потерять что-либо.

2. придерживались вольных нравов (иногда это доходило до эпатажа).

Но не стоит сводить идеи киников только к внешним проявлениям их античных носителей. На самом деле это были интеллектуалы высокого класса.

Киренаики – придерживались следующих позиций:

1. человек похож на осажденную крепость: его осаждают собственные страсти и вожделения.

2. чтобы быть свободным и счастливым нужно быть независимым от наслаждений, но если есть такая возможность, то пользоваться ими.

Аристип – основоположник течения киренаиков, мог своим выступлением заработать деньги.

Этические традиции киников и киренаиков не утратили своего значения до сих пор. Эти школы называют сократовскими, т.к. их исходные позиции философствования - сократовские.

 

1. человека делают несчастным аффекты (страсти). Они действуют разрушительно, особенно аффект страха смерти.

2. смысл и цель человеческой жизни – достичь состояния невозмутимости (атараксии). Путь к атараксии – философствование в сообществе единомышленников (беседа). В Римской империи идеи эпикуреизма понимались превратно (искаженно), т.е. делали акцент на роскошь.

3. чтобы освободиться от разрушительного влияния аффектов, Эпикур предлагал мудрость, философию, т.к., с его т.з., самой мощной страстью является страсть познания и она способна уравновесить все другие страсти и защитить человека от их разрушительного воздействия ( «Не плакать, не смеяться, но понимать») - такую трактовку получила идея Эпикура в Европе по Спинозе.

4. воззрения Эпикура очень полно отражали особенности античного менталитета.

 

  1. судьба человека предопределена и не может быть изменена.
  2. но человек свободен, т.к. не имея возможности изменить ход событий, он может изменить свое отношение к ним, т.е. человек свободен внутренне.
  3. этика стоиков – философия человеческого достоинства, внутренней личностной автономии, суверенности личности. Стоики учили развивать 4 добродетели и изгонять 4 порока.
  4. идеи стоиков оказали большое влияние на развитие европейского правосознания. Этические традиции стоицизма нашли свое проявления в нравственных традициях Европы. Это подтверждает высказывание Марии Антуанетты: «Со мной можно поступить низко, но меня нельзя унизить». Сенека в своих новеллах дал иллюстрацию стоической этики.
  5. цель жизни – достижение апатии (умения владеть своими чувствами и средствами их выражения).