Практика и её функции в процессе познания.

Практика и познание тесно связаны друг с другом: практика имеет познавательную сторону, познание - практическую. В качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением. И теория выступает обобщением практики, обобщением информации об объекте на сущностном уровне. В практике и через практику субъект познает законы действительности, без практики нет знания сущности предметов.

Практика является также движущей силой познания. От нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового значения и его преобразования.

Практика детерминирует переход от чувственного отражения объектов к их рациональному отражению, от одних методов исследования к другим, от одного мышления к другому, от эмпирического мышления к теоретическому.

Важна роль практики в познании и со стороны целей познания, хотя сама практика не есть цель познания. Целью познания является достижение истинного значения.

Познание осуществляется и для многих других целей: для ориентации в окружающей обстановке, для удовлетворения любознательности и т.д. Если разделить все цели на непосредственные и конечные, тогда окажется, что практика - цель познания, в конечном счете. Практика - это специфический способ освоения, в котором результат деятельности адекватен ее цели.

Практика - это совокупность всех видов социально значимой преобразующей деятельности людей, основой которой является производственная деятельность. Это форма, в которой реализуется взаимодействие объекта и субъекта, общества и природы.

Значение практики для познавательного процесса для выработки и развития научного и других форм знания подчеркивали многие философы разных ориентаций.

Основные функции практики в процессе познания:

1. практика является источником познания потому, что все знания вызваны в жизни главным образом ее потребностями;

2. практика выступает как основа познания, его движущей силой. Она пронизывает все стороны, моменты познания от его начала и до его конца;

3. практика является непосредственно целью познания, ибо оно существует не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить их соответствовать образам, в той или иной мере, регулировать деятельность людей;

4. практика представляет собой решающий критерий истинный, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.


Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое познание?

2. Что изучает гносеология?

3. Перечислите разновидности пессимизма.

4. Что такое практика?

Список литературы:

  1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 496с.
  2. Современная философия: Словарь и хрестоматия. — Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995. — 511с.
  3. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840с.
  4. Хапчаев И.А. Основы философии. — Пятигорск, 1997. — 294с.


Категориальный анализ понятий:

Теория познания - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы отношение знания и реальности, субъекта и объекта процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания, и ряд других проблем.

Гносеология - это раздел философии, в котором изучается природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.

Познание - это взаимодействие субъекта и объекта, дающее в результате некое знание, но это знание возникает не сразу.

Субъект и объект - это две взаимоисключающие и взаимопредполагающие противоположности.

Субъектомпознания может выступать как отдельный индивид, так и коллектив, класс, общество в целом.

Объектом знания может выступать вся объективная реальность, а предметом познания только ее часть или область, непосредственно, включенная в сам процесс познания.

Представление — это как бы чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда-то на его органы чувств.

Понятие элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах.

Практика - это совокупность всех видов социально значимой преобразующей деятельности людей, основой которой является производственная деятельность.