Происхождение сознания.

Основные подходы к проблеме сознания.

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

· Головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

· Сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;

· Человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;

· Медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания;

· Образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик — массы, запаха, четких размеров, формы;

· Сознание может «господствовать» над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

· Никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека. Тем не менее, физикализм широко распространен.

Его ответвлениями являются:

1. «теория тождества» - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами (кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

2. теория «элиминации» - пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и не научное;

3. теория вульгарных материалистов.

Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение.

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

· объективный идеализм — признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

· умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

1. Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

2. Сознание присуще всем живым организмам;

3. Сознание - свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса неделимо, едино, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

· теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые явл-ся основой сознания и порождаемой им материи;

· теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

· теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результата взаимодействия полей, которые образуют материю;

· теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

· теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая и все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание — порождение живой природы и присуще всем живым организма. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

· жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

· инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

· животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;

· многие действия, совершаемые животным сложны (охота) и требуют большой работы сознания;

· животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и др.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Новейшие научные исследования ставят данную точку зрения под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните подход к проблеме сознания с позиций материализма?

2. Как решает проблему сознания диалектический материализм?

3. Основные принципы современного материализма в понимании сознания?

4. Перечислите основные подходы к проблеме сознания?

5. Назовите 3 точки зрения о происхождении сознания?

Список литературы:

  1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 496с.
  2. Современная философия: Словарь и хрестоматия. — Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995. — 511с.
  3. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. — М.: Сов. Энциклопедия, 2001. — 840с.
  4. Хапчаев И.А. Основы философии. — Пятигорск, 2008. — 294с.


Категориальный анализ понятий:

Материализм — подходит к проблеме сознания с позиций материалистического монизма, полагая, что материя, бытие первичны, а сознание вторично, что сознание производно от материи и является свойством материи.

Панпсихизм - это учение о всеобщей одушевленности природы. Согласно этому учению все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. Это же относится и к миру как целому, в котором якобы не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием.

Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а, материальный мир — его порождение.

Объективный идеализм — признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

Умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Материя — это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества

Сознание - субъективная реальность, существующая в голове человека, в его восприятиях, представлениях, мыслях, как отражение объективной реальности.

Монады — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;