ЛЕКЦИЯ 2.2. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Основной задачей данной лекции является ознакомить слушателя с условиями возникновения и развития древнегреческой философии, обозначить ее периодизацию и проследить взаимозависимость разных этапов античной философской науки. В теме лекции также выделяются основные общие характеристики философской мысли древней Греции и обозначаются общие основные идеи древнегреческой философии в их развитии.

Если древневосточная философия рассматривается как основа общемировой философской мысли, то древнегреческая философия считается родоначальницей западноевропейской науки в частности.

Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв.до н.э. Она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

Донаучный период древнегреческой философии отражен в произведениях Гесиода, Гомера и Эпикура. Эти произведения основаны на действии вымышленных персонажей, божественной воли и умысле.

Однако, именно греки в V веке до н.э. впервые сформировали термин ФИЛОСОФИЯ, что означает «любовь к мудрости» и, в отличии от Восточной философии, философия др Греции становится общественной наукой. На ее формирование повлияли такие социальные факторы, как развитие греческой демократии, необходимость воспитания грамотного населения государства, развития общественно полезных наук, в частности философии, этики, риторики, политики и т.д.;

Перелом социальных условий существования приводит к неудовлетворенности мифологическим мировоззрением. Происходит развитие рациональной базы сознания. Начинает формироваться теоретический подход к миру: познание мира и космоса и противопоставление их чел.

Основными характеристиками древнегреческой философии становятся:

-космологизм (это стремление понять сущность природы, космоса и мира);

-онтологизм (от слова ОНТОС – БЫТИЕ) (центральной философской проблемой становится проблема бытия).

Знания и теории начинают складываться в структуру и принимают систематический характер. Происходит зарождение первых фил школ.

В развитии античной философии (как науки) можно приблизительно выделить четыре основных этапа.

Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V-IV вв.до н.э.), определялся как досократовский , а философы, работавшие а это время, - как досократики.

Второй этап - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в.до н.э.- определяется как классический. Это период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму города -государства - полисы .

Ведущую роль среди них во второй половине V в. до н.э. завоевывают Афины,

Основой политического строительства Афин было полное равенство рабовладельцев перед законом. Рабовладельческая демократия давала возможность широкому кругу свободных граждан участвовать в делах полиса. Это, однако, предполагало владение рядом определенных, специфических знаний. Кроме общего знакомства с историей, культурой и основами хозяйственной жизни особое значение приобретали знание риторики и определенные философские знания. Потребности в широком образовании свободных граждан свободных граждан удовлетворялись деятельностью первых профессиональных учителей по общему образованию. Они учили не только риторике , политике и судопроизводству, но и всем другим областям и ответвлениям знаний, которые человек мог практически использовать и которыми должен был владеть, если хотел, чтобы его считали "мудрым".Сократ с определенной долей иронии говорил об этих учителях, что, уча мудрости, они сами должны быть мудрыми. Отсюда и выводится их название - софисты (софос - мудрый).

Этот период характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философии становится ЧЕЛОВЕК. Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии.

Третий этап развития античной философии (конец IV -II в.до н.э.) связан с установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим, так и политическим) греческих городов. После поражения в Пелопоннесской войне Афины теряют свое исключительное положение среди греческих городов, однако остаются центром греческой культурной и научной жизни. Укрепление политического влияния Македонии и ее гегемония над греческими городами означали конец классической греческой демократии. Этот период определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. Многие из них возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире.

Начало четвертого, заключительного этапа в развитии античной философии (I в.до н.э.- V - VI вв.н.э.) приходится на период, когда решающей силой античного мира становится Рим. Во многом он связан с греческой культурой, а в философии является скорее хранителем наследия греческой философской мысли, чем его продолжателем в собственном смысле слова. В этот период (I-II вв.н.э.) формируются начала христианской философии, которая уже выходит за рамки тогдашней философской атмосферы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии

2. Учения древнегреческих мудрецов о первоначалах, бытии и человеке в изложении Диогена Лаэртского.

3. Онтология Платона. Теория идей. (Диалоги "Лисистрат", "Протагор", "Пир").

4. Концепция души и знания в диалогах Платона "Гиппий Больший", "Гиппий Меньший", "Протагор".

5. Учение о четырех причинах и психология в работе Аристотеля "Первая аналитика".

6. Аристотелевская теория души и гносеология ("О душе").