Синергетика

Феноменологический подход

Одним из философских направлений XX в. является феноменология, что буквально означает учение о феноменах. Основателями феноменализма в том виде, в котором он представлен, считается немецкий философ Эдмунд Гуссерль.

Под феноменом в философии обычно понимают явление, постигаемое в чувственном опыте. Гуссерль же понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов. Гуссерль недоволен противопоставлением субъекта объекту. При таком противопоставлении на первый план выступает либо субъект, что приводит к субъективизму, либо объект, что характерно для натурализма. Гуссерль стремится избежать этих крайностей. Субъективизм не может правильно интерпретировать содержание науки, он релятивен, т.е. все для него относительно, между тем как наука выявляет общезначимые истины. Натурализм понимает знание и сознание как пассивное отражение реальности.

Феномен – структура сознания. Но в нём же дан и объект, так что в феномене субъект и объект слились воедино. Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и философ должен строить все свои выводы из этого факта. Оперируя феноменами, философ имеет дело не только с внешним, но и с внутренним миром человека. Призыв Гуссерля: назад, к вещам! Смысл призыва состоит в последовательном проведении анализа феноменов. Феноменолог начинает свой анализ с феноменологической редукции (сведение поля анализа к потоку феноменов, где только и можно обнаружить подлинные смыслы ), а заканчивает его сведением к эйдетическому мышлению («эйдос»-по Гуссерлю идея). Эйдосы задают смыслы предметов.

Феноменологический метод весьма популярен в мировой философии и науке. Считается, что этот метод гарантирует от сползания в крайности науки, оперирующей понятиями, за которыми не видно красок, тонов, запахов жизненного мира. Феноменология предостерегает от забвения жизненного мира.

Что касается недостатков феноменологии, то их в основном видят в узком понимании проблемы практики, которая сводится к сопоставлению феноменов сознания. Часто феноменологию критикуют за «эклектичность» - имеется в виду, что она недостаточно чётко отделяет друг от друга чувственные и рациональные формы познания.

 

К концу XX столетия поиски соответствующей методологии и подходящей концепции к описанию общества как целостной системы, привели внимание к

синергетике.

Синергиды – от греч. вместе действующие. В буквальном значении синергетика – это учение о вместе действующих факторах. Однако она стала развиваться как учение о самоорганизации системы.

Начало развитию синергетики положил Илья Пригожин из эмигрантской русской семьи. Он лаурят Нобелевской премии, выступает как бельгийский учёный. И.Пригожин основатель, так называемой, брюссельской школы, разрабатывающей теорию диссипативных структур, исследующей по преимуществу процессы самоорганизации в физических и химических системах. И.Пригожин выделил два типа структур – равновесные, диссипативные. Равновесные структуры могут образовываться и поддерживаться в ходе обратимых превращений, протекающих при незначительном отклонении от равновесия. Диссипативные структуры образуются и сохраняются благодаря обмену энергией и веществом с внешней средой в неравновесных условиях. И.Пригожин и его коллеги разрабатывают теорию диссипативных структур. Диссипация, как известно, представляет процесс рассеяния, превращения энергии в менее организованные формы: в тепловую энергию из-за наличия вязкости, трения, по сути, это хаос на макроуроне

Следует отметить, что существуют и другие школы, например, школа Г.Хакена в г. Штуттгарте, рассматривают различные аспекты динамики самоорганизации в природных, социальных и когнитивных системах.

Синергетика основана на идеях системности, целостности, нелинейности, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка. Синергетика имеет свой язык, основу которого составляют такие понятия как «аттрактор», «бифуркация», «фракталии» и др.

Аттрактор – понятие, близкое к понятию цели: оно выражает направленность поведения нелинейной системы. В математическом плане нелинейные уравнения имеют несколько решений. Отсюда вытекает физический смысл нелинейности. Множеству решений нелинейного уравнения соответствует множество путей эволюции системы, описываемой этими уравнениями. В самом общем случае нелинейность можно представить в виде идеи многовариантности путей эволюции, идеи выбора из альтернатив. Аттрактор (от лат.attrahere-притягивать ) – направленность к устойчивому состоянию через определённые альтернативные пути. Устойчивое состояние системы как бы притягивает к себе все множество «траекторий» (изменений)системы, определяемых разными начальными условиями. Если система попадает в конус аттрактора, то она неизбежно эволюционирует к этому относительно устойчивому состоянию. Например, независимо от начального положение мяча он скатывается на дно ямы. Состояние покоя мяча на дне ямы – это аттрактор движения мяча.

Другим специфическим синергетическим понятием является «бифуркация» (т.е. ветвление). Бифуркация, на уровне математического описания, означает ветвление решений нелинейного дифференциального уравнения. Физический смысл данного понятия таков: точка бифуркации – это точка ветвления путей эволюции системы.

Эволюцию биологических видов нередко представляют в виде эволюционного дерева, в котором отражены различные альтернативные пути развития видов по линиям ограниченного или неограниченного прогресса. Происхождение через точки ветвления, совершённый при этом «выбор» закрывает иные, альтернативные пути и делает тем самым, эволюционный процесс необратим.

Ещё одним специфическим синергетическим понятиям является «фракталии». Фракталиями называются такие объекты, которые обладают свойством самоподобия, ли, как говорят, свойством масштабной инвариантности. Это означает, что малый фрагмент структуры такого объекта подобен другому более крупному фрагменту, или даже структуре в целом. Установлено, что в природе довольно часто встречаются фрактальные формы. Например, масштабно инвариантными являются строение атома и строение солнечной системы.

В современных исследованиях синергетика представляется как новое научное направление, которое, по словам Е.Н.Князевой «постепенно становится ядром постнеклассической научной картины мира, с новой онтологией и методологическим инструментарием ».

 

 

 

Тема: Исторические этапы развития философской мысли

 

1.Дрвнегреческая философия.

2.Философия средневековья.

 

 

1.Древнгреческая философия

 

Древнегреческая философия в своём развитии прошла 2 этапа:

I этап – Милетская школа. Родоначальником данной школы был Фалес (625-547гг.до н.э.).Своё представление о мире Фалес развивал на основе наивного материализма. Первоосновой мира является вода. « Всё возникает из воды и всё в неё превращается». Это утверждение Фалеса. Он говорил, что земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Учеником Фалеса был Анаксимандр (611-546 гг. до н.э.). Он утверждал: «Начало и основа всего сущего есть апейрон (беспредельное). Это материальное первоначало, неопределённое, не имеющее определённых границ и конкретных качеств».Следующий представитель данной школы и ученик Анаксимандра – Анаксимен (585 – 524 гг. до н.э.). За первоначало принимал воздух.

II этап – расцвет Древнегреческой философии. Наиболее яркими представителями этого этапа являются Гераклит, Демокрит, Платон, Эпикур, Аристотель.

Гераклит (540 – 480гг. до н.э.) родился в городе Эфесе, в Ионии Малой Азии. Принадлежал к царскому роду Кодридов. Уступил царский сан своему брату. Но род Кодридов был лишён власти, победившей здесь рабовладельческой демократией. В конце своей жизни удалился в горы и жил отшельником. Прозвище «Тёмный». Его основное сочинение «О природе» дошло до нас в отрывках. Гераклит-материалист. За основу всего в мире принимал огонь из которого, по необходимости возникают все объекты мира. Гераклит писал: «Мир единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Рассматривая человека, Гераклит утверждал, что душа человека не может существовать независимо от тела. Важнейшей чертой и главной ценностью философии Гераклита, является диалектика. Диалектика Гераклита является наивной, она в догадках отстаивает принцип вечного изменения, обновления. Гераклит писал: «На входящего в ту же самую реку, набегают всё новые и новые воды, а потому, в одну и ту же реку, нельзя войти дважды». Всё течёт, всё изменяется – таков основной принцип диалектики Гераклита. «Жизнь природы,- писал Гераклит, это непрерывный процесс изменения и развития, где всякий объект и всякое свойство не остаются постоянными, а развиваясь, переходят в свою противоположность».

Гераклит впервые указал на то, что источник, причина развития, заключена в самих объектах. Такой причиной является борьба, противоборство противоположностей. Гераклит отмечал: «Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию и всё через распрю (борьбу) создаётся». Гераклит обратил внимание на относительность истины. Одно и тоже, является истиной по отношению к одним условиям и не истиной, по отношению к другим условиям. Так он писал: «Прекраснейшая из обезьян безобразна, если её сравнивать с родом человеческим ».

Таким образом, философия Гераклита является наивной диалектико-материалистической философией.

Демокрит (460-370гг. до н.э.) родом из г.Абдер, глухая провинция Греции.г.Абдер считался городом глупцов. Слово «абдерит» означает простак, глупец. Демокрит происходил из богатого и знатного семейства. Получил в наследство значительное состояние. Демокрит ученик Левкиппа, который является родоначальником атомизма (учение об атомах). Демокрит воспринял это учение. По свидетельствам боле поздних философов, Демокритом написано более 60-ти произведений, среди которых главное место занимают: «Великий диакосмос», «Малый диакосмос», «О логике или Мерило» и др. Из его сочинений до наших дней дошли только отдельные отрывки.

Демокрит – материалист. За основу всего мира принимал атомы и пустоту. Он утверждал: «Всё состоит из атомов и пустоты». Атомы это последние неделимые частицы материи. Они вечны и находятся в постоянном движении. Отличаются атомы друг от друга формой, величиной, положением, порядком. Всё многообразие явлений в мире он объяснил соединением и разъединением атомов. Демокрит писал: «Миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не разрушается в несуществующее. Атомы тоже бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся по Вселенной и этим порождают всё сложное - огонь, воду, воздух, землю, ибо все они суть соединения каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твёрдости».

Рассматривая человека, Демокрит считал, что душа человека, как и тело, состоит из атомов, но особой формы (огненных атомов), поэтому душа уничтожается вместе с телом, жизнь и смерть это лишь соединение и разложение атомов. Демокрит утверждал, что животные, люди возникли в результате естественного длительного развития. Чарльз Дарвин усмотрел в этом учении «проблеск будущего принципа естественного отбора». Демокрит полагал, что боги - это образы, превосходящие людей лишь силой, красотой, долголетием, они не вечны. Рассматривая проблему познания, Демокрит выделил 2 вида познания: а) познание посредством логического рассуждения – это познание он считал законным и достоверным суждением об истине; б) познание посредством ощущения - это познание, он называл тёмным и отрицал пригодность его. Почему? Потому, что ощущения наши условны, так как «лишь в общем мнении существует цвет, в мнении - сладкое, горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота.

Платон (427-347гг.до н.э.) родился в Афинах. По своему социальному положению принадлежал к афинской рабовладельческой аристократии. Он получил прекрасное образование и воспитание. Это был красивый и сильный молодой человек: ширина его плеч и определила его прозвище, Платон, ставшее в последствии его главным именем (от греч. «плато» -ширина, широкий). Настоящее же имя его было Аристокол. В возрасте 20 лет он стал учеником Сократа. Платон много путешествовал, был в Сицилии, Сиракузах. В Сиракузах правитель Дионисий Старший продал Платона в рабство за то, что он своими речами пытался убедить тирана преобразовать монархическую власть в аристократическую. Его привезли в Афины друзья, собрали деньги, чтобы выкупить его, но выкупил Платона один богатый афинянин (Анникерид). На собранные друзьями деньги Платон купил участок, где в саду, посвящённому полу-богу Академу, основал свою собственную философскую школу – Академию. Это слово в наше время используют для обозначения Академий, где получают наивысшие знания. Платон написал ряд сочинений: «Пир», «Закон», «Парменид», «Государство» и др. Все его сочинения в диалогах. Платон объективный идеалист. За первооснову принимает «мир идей». Вторичным, производным от мира идей, является мир «чувственных вещей», т.е. материальный мир.

В диалоге «Тимей» Платон утверждает, что вечны только одни божественные идеи. Космос же не вечен. Он был сотворён. Космос конечен и имеет шаровидную форму. Центром Космоса является Земля, окружённая планетами и неподвижными звёздами, которые находятся на седьмой, самой отдалённой сфере мира. Небесные тела Платон считает одушевлёнными существами или богами и движение планет вызвано именно их душами. Мир создан Демиургом (творец, создатель). Он сообщил Космосу определённый порядок и последовательность. Материальные вещи созданы по образу идей, существующих в мире идей. Платон полагал, что процесс познания заключается в том, чтобы человек вспоминал то, что его душа видела в мире идей. Человек обладает умом, ум заключён в душе, а душа в теле человека. Чтобы ум мог вспоминать, что было в мире идей, человек должен отключиться от всего чувственного. Закрыть глаза, заткнуть уши и погрузиться в воспоминания. Методом такого познания у Платона является диалектика.

У Платона диалектика представляется методом дихотомии (двойственное противоположное высказывание об одном и том же предмете). Например: мир конечен и мир бесконечен. Платон полагал, что, приводя доводы за и против, высказанных противоположных мнений, можно привести к истине.

В диалоге «Государство» Платон рассматривает различные формы правления. В качестве отрицательной формы правления, он выделяет тимократию, т.е. власть основанную на чистолюбивцев. Это первая, во времени, форма правления. От тимократии осуществляется переход к олигархии (т.е. господству не многих, над большинством). Это господство богатых над бедными. Развитие олигархии по Платону, приводит в ещё худшую форму государственного устройства в демократию. Это власть и правление большинства. При демократии, как говорил Платон, противоположность между богатыми и бедными сильно обостряется. Это приводит к тирании, т.е. безраздельной власти одного над всеми. Всем этим отрицательным формам власти, Платон, противопоставляет свой проекту наилучшего государства. Его идеальное государство основывается на трёх социальных группах: правители государства – философы, стратеги – воины, задача которых стоять на страже государства, производители – земледельцы, ремесленники, которые обеспечивают удовлетворения жизненных потребностей всех людей и государства. Рабы не рассматриваются как самостоятельная социальная группа. Они лишь придаток орудия труда, говорящий скот.

Этика Платона основывается на добродетелях, соответствующих трём основным сословиям в Платоновском государстве, таких как мудрость, храбрость, умеренность, справедливость.

Аристотель (384 – 322гг.до н.э.) родился в городе Стагире во Фракии недалеко от Македонии, и её столицы Пеллы. Отец Аристотеля Никомах был по профессии врач, был придворным врачом Македонского царя Аминты II. В 17 лет Аристотель отправился в Афины и стал слушателем академии Платона. В 20 лет был учеником Платона, затем покинул его, переселился в Пеллу, где стал учителем Александра Македонского (сына царя Македонии Филиппа). Когда Александр становится царём, Аристотель возвращается в Афины и основывает свою школу – Афинский Ликей. Аристотель порывает с философией Платона. В последствии, он говорил: «Платон мне дорог, но истина дороже».Аристотель написал более 150 научных трудов и философских трактатов, в которых объединил все достижения древних наук (по физике, логике, космологии, психологии, этике, эстетике, биологии, метеорологии). Взгляды Аристотеля изложены в сочинениях «Метафизика», «О душе», «Категории», «О небе», «Политика». В своих сочинениях Аристотель признавал объективные существования материального мира. Он впервые вводит понятие «материя». Материя – греч. «хилле» - означает дерево, являющееся основой всех вещей, поэтому Аристотель стал употреблять, как основу всех вещей, явлений в мире. Свои взгляды на мир Аристотель развивает в таких трактатах как «Физика», «О небе» и др. Начало всего существующего по Аристотелю составляют: форма, материя, лишённость (то, что противоположно возникающемуся). Бесформенная материя составляет субстрата (подпорка, основа). Конкретность ей придаёт форма. Все конкретные материальные объекты обладают своей формой. Форма, фактически, является причиной возникновения каждой вещи, а лишённость означает бесформенность. Вообще, Аристотель говорил о четырёх видах причин появления вещей: 1) материальная причина или материя; 2) формальная причина или форма; 3) производящая причина (то, что оформляла вещь, придавала ей форму); 4) конечная причина или цель (чтобы что-то произвести, нужна цель). Все существующие вещи Аристотель делил на два класса: 1) вещи, существующие по природе естественно; 2) предметы, возникающие в силу иных причин (созданных искусственно). Вещи, существующие по природе, имеют самих себя – начало движения и покоя (никто их не движет). Результатом всякого движения является форма. Но форма, является активной стороной материи. Аристотель различал четыре вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение (т.е. изменение свойства); 3) количественное изменение (увеличение, уменьшение); 4) перемещение (перемена места). Движение у Аристотеля является неотъемлемым и единственно возможным условием существования, как отдельных материальных тел, так и всей Вселенной в целом. Аристотель выступает против атомистов, поскольку их физика предполагает, что по своей природе атомы совершенно неизменны. Но эта гипотеза, согласно Аристотелю противоречит факту взаимодействия тел и их влияние друг на друга. Чтобы взаимодействие оказалось возможным, необходимо допустить и возможность качественных изменений в самих атомах. Кроме того, для объяснения ряда явлений, Аристотель вводит понятие особого физического элемента, названного им «эфиром», который резко отличается от всех других элементов ранних греческих философов – огня, воды, воздуха и земли. Эфир – центральное понятие не только физики Аристотеля, но также его космологии и астрономической системы. Из эфира, по Аристотелю, состоят все небесные тела. С поверхности Земли они представляются нам состоящими из огня, но это потому, что вследствие быстрого движения небесные тела раскалены. Эфир, кроме того, заполняет собой мировое пространство, в котором происходит движение и вращение небесных тел. И здесь, при разборе астрономических воззрений Аристотеля, снова встаёт вопрос о бесконечности и безграничности мироздания. Аристотель полагал, что материи присущи некоторые свойства. Такими свойствами являются противоположности тёплого и холодного, сухого и влажного. Попарное сочетание этих основных свойств даёт следующие элементы стихии: теплое и сухое даёт такой элемент стихии как огонь, тёплое и влажное – воздух, холодное и влажное – вода, холодное и сухое – Земля. Каждый из элементов имеет своё естественное место: «огонь и воздух движутся к границе (мира), а земля и вода к середине ». На основе этого, Аристотель даёт своё представление о структуре мира. Мир, как целое, имеет форму шара, с очень большим, но всё-таки конечным радиусом. Структура мира сложная, иерархическая (выше - ниже), состоит из множества шарообразных сфер, вложенных друг в друга, наподобие матрёшки. В центре мира находится Земля, имеющая форму шара. Она окружена снаружи небесными сферами. Первые семь небес принадлежат «планетам» - Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Восьмое небо занимают звёзды, на девятом небе находится дух или перводвигатель (бог), который сообщает движения всем небесам. Земля – неподвижна.

Представление Аристотеля о структуре мира было дополнено Птолемеем. Эта структура сохранялась вплоть до Коперника, который доказал ошибочность данной структуры.

Аристотель внёс большой вклад в развитие логики. Он разработал основы формальной логики (учение о способах правильного построения мысли). Им сформулировано три основных закона логики: 1) закон тождества; 2) закон противоречия; 3) закон исключённого третьего. Аристотель собрал богатейшую ботаническую и зоологическую коллекцию редкостных экспонатов растительного и животного мира Средиземноморья. Он полагал, что каждое живое существо, и каждый орган животного и человека созданы природой не только целесообразно, но и с определённым замыслом на их конечное предназначение. По существу, Аристотель является первым основателем биологии, как науки о живых существах. Аристотель высказывает догадку об эволюции живых существ.

Этот материал взят с сервера stavradio.pp.ru