ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ.ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТИНЫ И КОНКРЕТНОСТЬ. ДИАЛЕКТИКА АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.ЗНАНИЕ И ВЕРА. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ.
ИСТИНА – соответствие знаний действительности. Это правильное отражение действительности в мысли. Истина всегда объективна, это означает, что содержание знаний определяется объективно существующими явлениями и не зависит от воли и желания субъекта. Например: знание о законе всемирного тяготения определяется наличием сил гравитационного притяжения, а не желанием , воли субъекта.
Истина всегда конкретна, т.е. определённые знания являются истинными только при определённых условиях и в определённое время. Например: суждение «сумма внутренних углов треугольника равна 180 градусам» является истиной для конкретного случая, а именно для треугольника расположенного в плоскости, т.е. для эвклидовой геометрии. Для других условий, это суждение не является истиной. Так в геометрии Римана в сферической поверхности, треугольник на этой поверхности не обладает такими свойствами. В нём сумма углов больше двух прямых, а в геометрии Лобачевского, седлообразная поверхность, сумма углов треугольника меньше 180 градусов.
Выделяют абсолютную и относительную истину. Такое выделение связано с соотношением того, что уже познано, с тем , что ещё не познано.
Под абсолютной истиной в широком смысле слова понимается полное исчерпывающее знание о мире в целом. Такое знание практически недостижимо. Абсолютное знание о мире в целом возможно только при бесконечном процессе познания.
В узком смысле слова, под абсолютной истиной понимается полное исчерпывающие знание какой-либо отдельной стороны или отдельного признака предмета. Например: К.Маркс родился 5 мая 1818 года. Эта абсолютная истина, дата рождения дана исчерпывающе.
Относительная истина – это неисчерпывающее, неполное, но достоверное знание о предметах.
Например: суждение «Вы являетесь студентами СтГТУ» истинно,
но эта относительная истина, она не исчерпывающая , т.к. не учте -
ны все возможные случаи : среди Вас могут находиться такие сту-
денты, которые могут кроме того обучаться на заочном отделении
другого вуза.
Фактически, все современные знания по всем специальным наукам, в том числе и в философии являются относительным истинами. Эти знания в тоже время содержат элементы абсолютной истины. Процесс познания, таким образом, является процессом ступенчатым. Каждая ступень представляет собой относительную систему знаний, относительную истину. Переход от более низких ступеней к более высоким в процессе познания является переходом от истин менее полных к истинам более полным, более исчерпывающим и так до бесконечности. Так развитие математики идёт такими ступенями: 1.арифметика – основные действия сложение, вычитание, деление, умножение с конкретными известными предметами, с конкретными числами натурального ряда; 2. алгебра – те же математические операции, но с учётом неизвестного числа предметов, с неизвестными x,y, z и с обобщёнными значениями чисел a, b,c,d; 3.высшая математика – с разделами высшей алгебры, решение уравнения со многими неизвестными с учётом определителей и детерминантов различного порядка. Вторая ступень – дифференциальные и интегральные исчисления, основанные на обобщениях таких арифметических действиях как деление, умножение и сложение. Деление обобщено представляется в виде дифференциала- деление до бесконечности малых величин, а интегрирование – суммирование бесконечно малых величин и др.
Критерием истины является практика. Соответствует знание действительности или нет, это проверяется практикой. Но практика не является абсолютным критерием истины, т.е. не все знания можно проверить па практике. Поэтому в процессе познания возможны заблуждения. ЗАБЛУЖДЕНИЕ – это суждения образующие знания из ложных исходных положений. Ложные положения могут выводиться из наблюдений за реальными процессами. Так, например, люди уже в древности наблюдали такое явление, которое мы наблюдаем каждый день: солнце встаёт на Востоке и заходит на Западе, происходит видимое дневное перемещение солнца относительно Земли. Наблюдая так же видимое ночное перемещение звёзд, древние мыслители пришли к выводу, что земля находится в покое и в центре мира. Это исходное положение было взято Аристотелем для создания картины мира: в центре мира неподвижная земля, 7 планет перемещаются по семи небесам, на 8 небе перемещаются звёзды, на 9 небе размещается творящий дух (бог). Таким образом получены ложные знания о структуре мира из исходного ложного положения, взятого из наблюдения.
ВЕРА – внушённая мысль о существовании чего – либо. Внушённые мысли могут представлять собой как истинные, так и ложные знания. Вера это не обязательно религиозные знания. Человек может верить во что – то на основе некоторых достоверных знаний. Например, вера в человеческий прогресс. Религиозная вера – это вера в существование бога, в божественное предопределение. Знания, которые формируются на основе веры, даже религиозные знания, содержат в себе определённую долю истинных знаний о добре, зле, о красоте и т.д.