Субъективный идеализм.

Объективный идеализм.

Понятие «объективный» означает «существовать независимо от сознания человека и человечества». Объективный идеализм признает основой мира, его творящим и определяющим началом, «Мировой разум» («Мировой дух», «абсолютная идея»), который существует как объект, независимо от сознания человека. Это духовная сила, стоящая над миром.

Одним из ранних представителей объективного идеализма является древнегреческий философ Платон (428/7-348/7 в. до н. э.). Он считал, что основу мира составляет «мир идей». Идеи – это первообразы сущего. Идея выступает «образом» (парадигмой) для вещей, общим понятием класса сходных вещей, их целевой причиной, в смысле стремления вещей к идее.

Материальный же мир – «мир вещей» есть иллюзорный мир, порождаемый на основе «мира идей». Платон использует три первоначала:

- идеи – первообразы сущего;

-материя;

-демиург (творец) – бог, который устанавливает мир соответственно идеям.

Фактически, в качестве идей у Платона выступают общие понятия, которые Платон отрывает от сознания человека и превращает их в отдельные существа – нематериальные. Это элементарная идеалистическая абстракция.

Классическим представителем объективного идеализма является немецкий философ Г. Гегель (1770 – 1831). В философской системе Гегеля основу мира, его первоначало составляет «абсолютная идея» - мировое мышление, существующее до природы. Абсолютная идея Гегеля нематериальна, вечна, существует независимо от человека вне пространства и времени, и только в процессе саморазвития идея из «ничто» воплощается в природный материальный мир; происходит «отчуждение» идеи.

В современной западноевропейской философии идеи объективного идеализма защищаются религиозной философией НЕОТОМИЗМА.

Неотомисты – последователи учения средневекового философа и теолога XIII столетия Фомы Аквинского. В учении Фомы Аквинского первопричиной всего является божественный разум, который содержит в себе идеальные образы всех вещей и явлений, по этим образам он творит материальный мир.

Понятие «субъективный» означает зависимый от субъекта, от его сознания. Субъективный идеализм определяющим началом в мире признает сознание субъекта, его разум, волю. Свойства мира определяются особенностями человеческого сознания. Предметы, которые мы видим, осязаем, обоняем, не существуют независимо от наших чувственных восприятий и выступают как комбинации наших ощущений, представлений.

По мнению представителей субъективного идеализма, единственное, в чем можно быть твердо убежденным – это в существовании человеческого сознания, сознания субъекта. Чтобы не делал человек, он не может выйти за пределы своих представлений, восприятий, идей. Поэтому говорить о существовании внешнего мира бессмысленно.

Классическим представлением субъективного идеализма является английский философ 18-го столетия, епископ Джордж Беркли (1685-1753).

Обращаясь к «непосредственным чувствам» человека, Д. Беркли полагал, что представления, ощущения не отражают объективной реальности, а сами составляют истинную реальность. В «Трактате о началах человеческого знания» Д. Беркли писал:

«Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее она реальна. Устрани ощущения мягкости, влажности, красноты, терпкости и ты уничтожишь вишню… Вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений или представлений…».Далее Д. Беркли заключает: «Вещи… суть представления, а представления не могут существовать вне ума, их существование, поэтому состоит в том, что они воспринимаются».

Таким образом, основной тезис Беркли: существовать значит быть воспринимаемым. То, что не воспринимается, не существует. Без субъекта нет объекта. Вне чувственных восприятий, вне ощущения человека ничего не существует. Вещь – это совокупность представлений, объединяемых единым мнением. Никакого материального источника эти ощущения, не имеют. Уничтожьте эти ощущения, исчезает и вещь.

Если субъективный идеализм проводится последовательно, то это приводит к такой крайней идеалистической концепции, которая называется солипсизмом (от лат. «солюс» - единственный).

Солипсизм – признание существования только одного «я».

Согласно Д. Беркли, быть, значит быть воспринимаемым; из этого следует, что существую я один, что нет ничего кроме моего единичного «я», весь мир рождается и умирает вместе со мной; открывая и закрывая глаза я создаю и уничтожаю космос. Таков солипсизм.

Те философы, которые за основу мира, его первоначало принимают материю, называются материалистами. Первичность материи и вторичность сознания означает: что сознание не может существовать без материи; сознание является свойством высокоорганизованной материи; что сознание, его элементы по своему содержанию являются отражением материального мира в мозгу человека. Такому материалистическому решению основного вопроса философии соответствует материалистическая философия.

Материализм в своём развитии прошёл ряд этапов:

1. Домарксовский материализм;

2. Материализм Древнего мира (или наивный материализм древних):

- учение Чарвака;

- даосизм;

- Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар;

3. Материализм XV- нач. XIX вв:

- Д.Бруно, Ф.Бэкон, Б.Спиноза, Д.Локк, П.Гольбах, Д.Дидро, М.Ломоносов, Л.Фейербах;

4. Материализм революционных демократов:

- В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Т.Шевченко, М.Налбандян, Я.Райнис, Х.Ботев, Э.Дембовский;

5. Марксистский материализм:

- К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.

Философы (например, Декарт, Спиноза), которые за основу мира принимают и материю, и сознание называются дуалистами (дуа – двойственный).

Вопрос о том, что лежит в основе мира, был обозначен Ф. Энгельсом как основной вопрос философии. Последователи марксисткой философии формулировали этот вопрос, как вопрос о соотношении материи и сознания, который включает в себя две стороны; что первично и познаваем ли мир.

Вторым критерием различения философских систем является вопрос о познаваемости мира.

В решении вопроса о познаваемости мира и познавательных возможностях человеческого разума в философии можно выделить три основных направления:

- агностики

- скептики

- гносеологические оптимисты.

Агностики (от лат. «агнос» - незнание), считают, что мир принципиально непознаваем, а наши знания о внешнем мире являются иллюзорными.

Агностицизм проявляется в двух основных формах:

1. Юмизм, начало положил Дэвид Юм, английский философ 18 столетия, его точка зрения: мы не только не можем, уверено сказать, что наши знания истинны, но мы не уверены даже в том, что существует объективный мир. То есть, Юм сомневается не только в истинности наших знаний, но и в реальности объективного мира.

2. Кантианство – это форма агностицизма выражена Иммануилом Кантом (немецкий философ 18 столетия). Кант признавал существование объективного мира, но полагал, что человек познает только явления, т. е. то, как себя проявляют вещи, а сущность вещей мы не знаем, и знать не можем.

Скептики – те, которые утверждают, что мир хотя и познаваем, но человек ограничен в своем познании не совершенством своих органов чувств, познавательных средств и разума. Поэтому не все он может познать.

Гносеологические оптимисты – те, которые убеждены в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира.

Следующим критерием различения философских систем является метод мышления. Исторически сложилось два основных метода мышления:

- диалектика

- метафизика

Диалектика – от греч. «диалего–майе» - умение вести спор, полемику. В таком понимании диалектика вошла в философию Сократа (древнегреческий философ). В конце 18 и начала 19в. Г. Гегель словом «диалектика» стал обозначать особый метод мышления, который он сам развивал.

В настоящее время под диалектикой понимается такой метод мышления, при котором все вещи, явления рассматриваются в их всеобщей взаимосвязи и развитии, с учетом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым, с преемственной связью. Это научный метод мышления.

Противоположным диалектике (т. е. альтернативным) является метод метафизический.

Метафизика – (означает после физики). Гегель термином «метафизический» обозначил метод мышления противоположный диалектическому. Сущность этого метода в том, что все вещи, явления рассматриваются как обособленные без учета всеобщей взаимосвязи явлений и как неизменные в своей основе. Это не научный метод мышления.

Таким образом, специфику философского знания составляет то, что это знание о всеобщих свойствах, связях, отношениях, закономерностях, которые проявляются во всех сферах действительности. (живой, неживой природе, обществе и в процессах мышления);предметом философии является мир как целое, человек, его отношение к миру, рассматриваемых с точки зрения всеобщей связи, свойства и отношений; философия выполняет различные функции, главными из них являются мировоззренческая, методологическая, познавательная, воспитательная и функция приобщения к духовной культуре; философия не является единым учением, она состоит из различных философских направлений, школ, философских систем.

Критериями философских систем являются:

- что лежит в основе мира? (дух или материя)

- познаваем ли мир?

- какой метод мышления используется в философских рассуждениях – диалектика или метафизика.

В соответствии с этими критериями выделяют философию:

- материалистическую и идеалистическую;

- метафизическую или диалектическую;

- агностическую или неагностическую.

 

Вопросы для самопроверки

 

1) Какова специфика философского знания?

2) Что является предметом философии?

3) Чем различаются миф и философия как средства объяснения мира?

4) Охарактеризуйте структуру философского знания.

5) Каковы мировоззренческая и методологическая функции философии?

6) Охарактеризуйте основные философские направления.

7) Дайте понятия классической, неклассической и постнеклассической

философии.

8) В чём сущность философии модернизма и постмодернистской

философии?

 

Литература

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2001.

2. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., 2000.

3. Горшков В.А., Медведев Н.П., Агамов А.А. Основы философии.

Ставрополь. 1996.Тема1, стр.6-12.

4.Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 2000.

5. Канке В.А.Философия. Учебник. М., 2002.

6. Кохановский В.П. Философия. Учебник. Ростов-на – Дону, 2000.

7. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

8. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. М.: Политиздат, 1991,

Ч.1. С.10-129.

Тема: Философское учение о диалектике.

 

1. Диалектика как метод мышления и как учение о развитии и всеобщей связи. Основные принципы диалектики и ее альтернативы.

2.Понятие закона. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

3. Закон единства и борьбы противоположностей.

4. Закон отрицания отрицания.

5. Закономерности, выраженные в соотносительных категориях диалектики.

 

 

1.Диалектика как метод мышления и как учение о развитии и всеобщей связи. Основные принципы диалектики и её альтернативы.

 

 

Диалектика от древнегреческого слова «диалегомайе», что означает вести спор, полемику. Это слово в философии стало использоваться древнегреческим философом Сократом. Другой древнегреческий философ Платон придал этому слову несколько иной смысл. У него под диалектикой стало пониматься особое умение вести полемику. Диалектика приобретает смысл особого метода достижения истины – дихотомии двойственного противоположного высказывания относительно одного и того же предмета. Например: «мир конечен» и «мир бесконечен» или «атом неделимая частица», «атом делимая частица». Платон полагал, что рассмотрение таких противоположных суждений приводит к истине. В начале ХIХ столетия Георг Гегель окончательно придает диалектике смысл особого метода мышления, он закладывает основы диалектического учения в системе объектного идеализма. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали материалистическое учение о диалектике. Что же понимается под диалектическим методом мышления?

Диалектика – это такой метод мышления, при котором вещи, явления рассматриваются во всеобщей взаимосвязи и развитии, с учетом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым с преемственной связью.

Этот метод мышления является научным, он проверен опытами, экспериментами, жизненной исторической практикой людей. Именно поэтому он заслуживает внимания, как в естественнонаучных исследованиях, так и в философском учении.

Структура философского учения о диалектике включает в себя три составные части: исходные принципы диалектики, основные законы диалектики и закономерности диалектики, выраженные соотносительными категориями.