Й тип – с частицами.
Й тип – с предложными элементами.
Й тип – с союзными элементами.
Фразеологизированные структурные схемы
Фразеологизированные структурные схемы характеризуются следующими признаками:
1. В их составе есть служебные слова, местоимения или междометия, которые сохраняются в любом предложении, построенном по этой схеме; таким образом, они являются постоянными элементами схемы. Т.о. отмечается устойчивость состава и воспроизводимость в готовом виде.
2. Эти элементы функционируют не по действующим синтаксическим правилам и не в прямом своем значении.
3. Между компонентами устанавливаются индивидуальные отношения, вытекающие из индивидуальной семантики элементов и идиоматичного характера связей между ними. Т.о. данные схемы характеризуются целостностью значения, которое не равно сумме значений компонентов.
Например: N1 КАК N1 Индивидуальное значение союза как состоит в том, что он лишен здесь своей обычной – сравнительной – семантики, и все предложение, построенное по этой схеме, имеет не сравнительное значение, а значение соответствия данного субъекта определенной средней норме. Например: Ребенок как ребенок, Вечер как вечер, Соседи как соседи.
НЕТ ЧТОБЫ + Inf или НЕТ БЫ + Inf. Фразеологическое, не вытекающее из значения компонентов схемы значение такого предложения состоит в том, что говорящий отрицательно оценивает действие субъекта, противоположное тому действию, которое обозначено инфинитивом и мыслится как желательное с точки зрения говорящего: Нет чтобы помолчать. (Значит, субъект не молчал, а говорил, что оценивается негативно.)
Фразеологизированные схемы условно делятся на пять типов в зависимости от характера постоянных элементов(условно, так как этих элементов может быть несколько).
1) N1 КАК N1(Пирог как пирог). Соответствие предмета средней норме, ничего выдающегося.
2) НЕТ / ЧТО/ БЫ + Inf(Нет / что / бы помочь)Заметим, что инфинитив здесь почти всегда совершенного вида. Нет бы делом заняться (а он целый день на диване лежит).
1) N1 НЕ В N4(Праздник не в праздник.)В такой схеме имя повторяется. Предложение имеет значение оценки данного предмета как такого, который для говорящего или другого лица не выполняет необходимого назначения, например: Мне сегодня праздник не в праздник: сказали, что экзамен уже завтра.
2) НЕ ДО N2(Мне не до шуток)Невозможность, несвоевременность для кого-либо занятий, связанных с обозначенным в компоненте предметом или лицом. Например: Сейчас мне не до тебя: [Масса дел! Приходи завтра, пожалуйста]
l) N1 ТАК N1 (Голос так голос!)В этих предложениях существительные повторяются; значение: высокая оценка данного предмета.
2) Inf ТАК Inf (Делать так делать) Решимость приступить к совершению какого-либо действия без промедления.