КЛАССЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И КЛАССЫ БРОНИРОВАНИЯ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
Существуют три класса обслуживания на воздушном транспорте: экономический, бизнес- и первый класс. Каждому классу обслуживания соответствуют классы бронирования, которые определяют уровень авиационного тарифа для данного класса бронирования. Таким образом, пассажиры, приобретая билет по разным тарифам в определенный класс обслуживания, получают одинаковый сервис в своем классе на борту, но имеют при этом разные права по авиа перелету. Класс бронирования совпадает с первой буквой в имени тарифа (fare basis) и применяется для обозначения количества мест по данному тарифу на конкретном рейсе.
Обозначения для классов бронирования по нормальным тарифам:
F – первый класс;
C – бизнес класс;
Y – экономический класс.
Основные параметры (составляющие) нормального тарифа:
– минимальное пребывание – нет ограничений;
– максимальный срок пребывания –1год;
–неявка пассажира на рейс (no show) до и после вылета (на обратном пути) не облагается штрафом;
– аннуляция перелета (возврат стоимости) и изменение даты вылета происходит без штрафов;
– возможна открытая дата возвращения, т.е. пассажир
Основные параметры (составляющие) специального авиационного тарифа:
– min stay,– Sunday Return Rule или ограниченное количество дней (2 или 3 дня);
– max stay, – 1,2,3,6 месяцев;
– refund (возврат денежных средств за полный или частичный отказ от перелета), – как правило, не возможен или производится частично, т.е. со штрафом, однако обязателен возврат налогов аэропортов в случае полного отказа от перелета;
– rebooking (перебронирование, внесение изменений) – либо невозможно, либо возможно частично, как правило за дополнительную плату;
– upgrade – не всегда возможен;
– open date – как правило не разрешается;
– no show – в случае опоздания или неявки на рейс билет не переоформляется и возврату не подлежит.
Оформление авиаперевозки состоит из следующих этапов:
1) получение информации;
2) бронирование;
3) выписка авиабилета или оформление электронного авиабилета. Оформление авиаперевозки возможно в офисе авиакомпании, в специализированном авиа агентстве или на сайте авиакомпании.
Бронирование и выписка авиабилетов осуществляется по правилам авиационного тарифа. Если билет забронирован, то пока он не оплачен и не оформлен, может измениться все: тариф, налоги аэропортов, время вылета и прилета (расписание), тип самолета. Если билет выписан и оплачен, также могут измениться тип или компоновка самолета, расписание, однако стоимость перелета измениться не может, поскольку оформленный авиабилет – это договор, по которому авиакомпания обязуется доставить пассажира в пункт назначения.
Формы взаимодействия туроператора и авиакомпании:
1) организация чартерных рейсов;
2) приобретение мягких или жестких блоков на регулярных рейсах авиакомпаний;
3) приобретение авиабилетов на регулярные рейсы для
индивидуальных клиентов;
4) продажа авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы,
организация отдела по продаже авиабилетов;
5) продажа эксклюзивной перевозки: заказывается тип воздушного судна, его компоновка, маршрут и др.
Жесткий блок – это договор на продажу (заполнение) определенного количества кресел либо на период договора (1 или 2 месяца, сезон) либо понедельно, помесячно и др. При этом оплата производится либо полностью единовременно, либо по утвержденному графику. Никакие изменения ни в количестве кресел, ни в стоимости невозможны.
Мягкий блок – по условиям договора можно отказаться от определенного количества мест без штрафа или со штрафом, возможно варьирование сроков оплаты. Цена кресла в мягком блоке будет выше цены в жесткой договоренности.
Одним из существенных недостатков воздушного транспорта является необходимость нередко путешествовать с пересадкой. Путешествие с пересадкой в авиационном транспорте называется трансфером, если в аэропорту пересадки пассажир продолжает путешествие бортом авиакомпании, которой он вылетел из аэропорта пункта отправления в аэропорт пересадки. Если происходит смена авиакомпании, такое путешествие называется транзитом. Типы транзитов:
Domestic-International, например, Петербург-Москва-Париж;
Domestic-Domestic, например, Петербург-Москва-Новосибирск;
International- International, например, Москва- Париж-Вашингтон; International- Domestic, например, Москва- Лондон-Манчестер.
Минимальное стыковочное время – минимальное время, которое необходимо для пересадки в аэропорту трансфера или транзита. Это время зависит от типа трансфера или транзита, от того приходится ли пассажиру переходить в другой терминал, или нет, а иногда вылет стыковочного рейса происходит из другого аэропорта.
При выполнении трансфера пассажир не пересекает границу государства, на территории которого находится аэропорт пересадки, а находится в транзитной зоне, которая фактически является воздушным мостом между государствами, в этом случае стыковочное время минимально.
Информация о том, какое минимальное стыковочное время необходимо при пересадке в любом аэропорту мира находится в системах глобального бронирования и доступна авиакомпаниям, уполномоченным агентам авиакомпаний.
Типы самолетов, используемые на воздушном транспорте различаются по типу фюзеляжа: широкофюзеляжный (2 прохода, 3 ряда кресел) и узкофюзеляжный (1 проход, 2 ряда кресел); по типу двигателя (винтовой, турбовинтовой, реактивный).
Типы маршрутов на авиационном транспорте:
OW – Oneway (в одну сторону), Москва-Париж;
RT – Roundtrip (туда-обратно), Москва-Париж-Москва;
CT – Circletrip, Москва-Париж-Вена-Москва;
SOJ – Single Open Jaw, Москва-Париж- наземный сегмент- Вена-
Москва;
DOJ – Double Open Jaw, Москва-Париж- наземный сегмент- Вена-
Санкт-Петербург.
Round The World Trips – Сингапур-Лос-Анжелес-Вашингтон-ПарижБерлин-Сингапур.
4.3 НИЗКОБЮДЖЕТНЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИБюджетная авиакомпания (авиакомпания – дискаунтер, лоу-кост-
авиакомпания, от англ. low-cost carrier, low-cost airline, discount carrier, budgetcarrier) – авиакомпания, которая предлагает крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг.
Родина концепции лоу-кост – США, откуда идея проникла в Европу в начале 1990-х и в дальнейшем – во многие страны мира.
Термин «лоу-кост» заимствован во многие языки мира из английского языка, где первоначально относился ко всем авиакомпаниям с более низкой структурой эксплуатационных расходов, чем у их конкурентов. В то время как термин «лоу-кост» часто применяется к любым авиакомпаниям с низкими ценами на билеты и ограниченным набором услуг, независимо от их операционных моделей, лоу-кост авиакомпании не стоит смешивать с региональными авиакомпаниями, которые работают на коротких рейсах без сервиса или с авиалиниями с полным сервисом, но ограничивающими набор услуг. Типичная модель лоу-кост авиакомпании обычно (но не всегда) включает следующие характерные особенности:
1) один пассажирский класс;
2) технически однородный парк самолетов, т.е. используется один тип самолёта (обычно Airbus A-320 или Boeing-737), что позволяет сокращать издержки на подготовку персонала и обслуживание техники, поскольку не требует широкого спектра специалистов различной квалификации, большого количества ремонтного оборудования для различных типов самолетов и др.;
return false">ссылка скрыта3) минимальный набор дополнительного оборудования в самолёте, отсутствие развлекательных видеопанелей, AVOD, систем цифровой связи пилотов с землей ACARS, автоторможения и др, что делает стоимость
машины ниже и уменьшает ее вес, а значит, и расход топлива;
4) простая схема платы за проезд, использование либо одного бланка для проезда в оба конца, либо полное отсутствие бумажных билетов (на электронные билеты);
5) акцент на прямых продажах билетов, особенно через Интернет (с целью отказа от выплат комиссионных агентам и системам резервирования);
6) увеличение цены билета по мере заполнения самолёта с целью поощрения раннего резервирования;
7) отсутствие мест в посадочных талонах (не для всех авиакомпаний, например, в посадочных талонах Airberlin места указаны) т. е. поощрение пассажиров быстрее подняться на борт и занять места;
8) использование дешевых, менее заполненных вторичных аэропортов и отправление рано утром или поздно вечером с целью сокращения возможных задержек из-за загрузки воздушного движения, а также с целью экономии за счёт более низких аэропортовых сборов;
9) быстрый оборот самолётов (с целью их максимальной загрузки);
10) простые маршруты, которые строятся по принципу из точки в точку (прямые рейсы между аэропортами) вместо использования промежуточных посадок в «хабах« (также с целью максимального использования самолёта и сокращения задержек, связанных с опозданием транзитных пассажиров и потерь багажа между рейсами);
11) ориентация на прямые перелеты (багаж не перемещают
автоматически с рейса на рейс, даже если это рейсы одной компании);
12) сокращение и перевод в разряд платных набора услуг, предоставляемых пассажирам на борту самолета, исключение из этого набора услуг, которые в других авиакомпаниях являются стандартными (например, раздача пассажирам прохладительных напитков и питания);
13) получение дополнительного дохода от продажи дополнительных услуг на борту самолёта и товаров;
14) совмещение служащими нескольких функций, например бортпроводники, кроме прямых обязанностей, также занимаются уборкой салона, регистрируют пассажиров на рейс (с целью экономии фонда оплаты труда);
15) уменьшение роли особых сервисов (например, повышение возраста детей, начиная с которого можно лететь самостоятельно), что снижает затраты на них;
16) программы страхования стоимости топлива.
В настоящее время в мире существует более 100 низкобюджетных авиакомпаний. Одной из первых таких авиакомпаний в Европе стала ирландская Ryanair, образованная в 1997г. По итогам 2008г. авиакомпания заняла второе место в рейтинге низкобюджетных авиакомпаний мира, уступив первое место американской авиакомпании Southwest Airlines, образованной в семидесятых годах прошлого века. В настоящее время можно выделить следующих основных иностранных низкобюджетных авиаперевозчиков, осуществляющих перелеты в нашу страну: «Germanwings», «Air Berlin«, «Wing Jet», «Clickair«, «Norwegian», «NIKI». Маршруты дискаунтеров приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Основные направления иностранных низкобюджетных авиаперевозчиков из Москвы
Пункт отправления (origin) | Страна прибытия (destination) | Город | Авиакомпания |
Москва | Австрия | Вена, Зальцбург | NIKI |
Германия | Берлин, Дюссельдорф, Мюнхен | Air Berlin | |
Кельн, Штутгарт | Germanwings | ||
Испания | Барселона | Clickair | |
Италия | Верона, Катания, Палермо, Форли | Wind Jet | |
Санкт-Петербург | Германия | Берлин, Дюссельдорф | Air Berlin |
Берлин, Кельн | Germanwings | ||
Италия | Верона, Катания, Палермо, Форли | Wind Jet | |
Норвегия | Осло | Norwegian | |
Самара | Италия | Катания, Палермо, Форли | Wind Jet |
Минимальные тарифы данных авиакомпаний при полетах из Москвы от 10 до 30% ниже по сравнению с зарубежным и российскими регулярными авиакомпаниями.
Первой низко бюджетной авиакомпанией, выполняющей внутренние рейсы в РФ, стала авиакомпания «Sky Express», которая в январе 2007г.выполняла рейсы в 11 городов России. Основные направления перелетов «Sky Express» указаны в таблице 4.
Таблица 4 – Маршруты авиакомпании «Sky Express»
Пункт отправления | Пункт назначения |
Москва | Екатеринбург Казань Калининград Мурманск Пермь Ростов-на-Дону Самара Санкт-Петербург Сочи Тюмень Челябинск |
Авиакомпания базируется в московском аэропорту «Внуково» и выполняет высокочастотные полеты. В самолетном парке авиакомпании имеются самолеты комплектации Boeing 737-500 и Boeing 737-300.
Sky Express справедливо можно назвать самой инновационной авиакомпанией России. Авиаперевозчик первым начал массовую продажу билетов через Интернет (e-ticket) и практически отказался от бумажных бланков. За первые 4 месяца полетов компании доля продаж через Интернет составила 65%. Авиакомпания доказала, что такой способ продажи может доминировать и в нашей стране.
По итогам января 2009г. доля реализованных электронных билетов составила 63%, из которых 37% были проданы с использованием сайта авиакомпании (www.skyexpress.ru), 13% – через центр обслуживания клиентов, 13% – через прямые агентства и корпоративные заказы.
Sky Express постоянно внедряет на авиарынке инновационные продукты – карточки предоплаты авиабилетов, совместные программы с гостиницами, продажа авиабилетов через салоны сотовой связи «Евросеть» и др.
В 2007г. пассажиропоток компании (общая масса пассажиров и грузов на борту) составлял 670 тыс. человек. Несмотря на сложный для отрасли 2008 год (в связи с большим ростом цен на авиакеросин – с января по июль он подорожал до 23-25 тыс. рублей), коммерческая загрузка ежемесячно возрастала. Пассажиропоток в 2008г. вырос и составил 1041 тыс. человек.
Авиакомпания планирует к 2012 г.а объем перевозок в 7 млн. пассажиров в год. Для сравнения, крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» – «Российские авиалинии» в 2006г. перевезла 7,3 млн. пассажиров.
Мировой экономический особенно ощутимо отражается на новых, быстро развивающихся направлениях бизнеса. Авиационный бизнес реагирует на мировой спад в экономике снижением спроса на авиаперевозки, удорожанием всего спектра оказываемых услуг и возрастанием коммерческих рисков перевозчиков. В этой связи низкобюджетным авиакомпаниям значительно сложнее практически реализовывать программу минимизации стоимости авиаперевозок и экономии. В последнее время наблюдается значительное сокращение числа сверхэкономичных предложений даже от дискаунтеров, поскольку главные задачи настоящего этапа развития авиационного транспорта – избежать банкротства, сохранить постоянных партнеров и пассажиров.
В то же время, бюджетным компаниям с хорошим уровнем сервиса и репутацией, кризис не стал помехой для наращивания объемов пассажиропотоков. Корпоративные клиенты, вводя режим экономию по организации деловых поездок, активно используют дискаунтеров, которые в свою очередь расширяют сеть своих маршрутов и наращивают мощности самолетного парка.