Синтаксические отношения при сочинительных связях

Синтаксические отношения при сочинительных связях – отношения исключительно предложенческие, формирующиеся только в предложении. Сочинительными связями соединяются однородные члены простого предложения и части сложносочинённого предложения. Сочинительные связи обязательно оформляются с помощью сочинительных союзов.

1. Соединительные –союзы и, да (= и), ни… ни, также… также, тоже… тоже, как… так и - Иван да Марья, дети и родители. Шел дождь, и дул северный ветер.

2. Противительные – союзы а, но, однако (= но), да (= но), же, зато, а то (а не то, не то = в противном случае)дети, а не родители; красивый, но дорогой; быстро, да с ошибками; В лесу прохладно, но идти все равно тяжело. Он проболел всю зиму, зато прочитал много книг (выражаются противительно-возместительные отношения, поскольку здесь союз зато не является синонимом но).

3. Разделительные– союзы или, либо, то… то, не то… не то, то ли… то ли, ли…ли, ли… илиИли закричит ночная птица, или ветви деревьев начнут стучать в окно.

4. Сопоставительные – бывают только в сложносочинённом предложении – В лесу прохладно, а в поле печёт (сопоставительно-противительные отношения). Ты поезжай на такси, а я пойду пешком (только сопоставительные отношения).

5. Градационные – градационные отношения предполагают, что какой-либо признак распространяется, усиливаясь, или наоборот, ослабляясь. Оформляются с помощью союзов не только … но и, не столько… сколько, да и, не то что (бы) … а и, хотя и… но, если не … то – Не только сыр, но и фрукты; как дети, так и взрослые; Задача была трудная, да и времени на ее решение было мало. Если не ты, то кто тогда сделает это?

6. Пояснительные– союзы то есть, а именно, как то, или (= то есть) – Силы Западной Европы перешли границы России, то есть совершилось противное человеческому разуму событие – началась война. Все приметы кризиса, как то: инфляция, банкротство фирм, говорили об экономическом спаде. Гиппопотам, или бегемот, - животное травоядное.

Синтаксические отношения при сочинительных связях также не являются закрытым, конечным списком, эти отношения также являются синкретичными, т.е. могут совмещаться и пересекаться.

 

* * *

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Содержание синтаксических единиц – словосочетания, простого предложения, сложного предложения, - формируется теми синтаксическими отношениями, которые возникают между компонентами их составляющими.

2. Отношения между компонентами, соотнесённые с модальным и временным планом (типа ученик читает) являются предикативными отношениями. Они возникают между словоформой и словоформой и создают грамматическую основу предложения. В словосочетании они не могут быть по определению.

3. Синтаксические отношения наблюдаются при подчинительных связях в словосочетании. Они аналогичны отношениям, образующимся между частями сложного предложения, что говорит об изоморфности их строения.

4. Синтаксические отношения между однородными членами предложения, соединёнными сочинительными союзами, аналогичны синтаксическим отношениям между частями сложносочинённых предложений, что также говорит об их изоморфности.

5. Синтаксические отношения могут накладываться друг на друга, совмещаться, образуя пересекающиеся классы. Наличие таких синкретических отношений (значений) свидетельствует о том, что классификация, построенная на основе значения, в принципе не может быть строго логической классификацией, при которой создаётся конечный закрытый список непересекающихся классов. Здесь список классов открыт, сами классы пересекаются между собой, отражая различные оттенки значений.