Бюджет государства и его роль в социально-экономическом развитии страны. Федеральный бюджет РФ в 2013-2015 гг.

 

Бюджет государства - это денежные отношения, складывающиеся у органов государственнойвласти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальныхи политических интересов общества и его граждан.

Социально-экономическая сущность бюджета государствасостоит в исследовании вопроса - за счет кого государствоформирует бюджетные ресурсы и в чьих интересах их использует.

По материально-вещественному содержанию бюджет государствапредставляет собой централизованный фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций,возложенных обществом на государствои местное самоуправление.

По форме функционирования бюджет государствапредставляет собой плановый финансовый документ, составленный как баланс доходов и расходов. Как экономическаякатегория, бюджет государства(местного самоуправления) имеет разные организационно-правовые формы проявления. Различают следующие виды бюджетов:федеральный; республиканский, областной, краевой, национального округа, автономной области, города федерального значения; муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; городского и сельского поселения.

Бюджету государства,как экономическойкатегории, присущи две функции:

1) распределительная (перераспределение денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями общественного производства, уровнями государственногоуправления, социальнымислоями общества и т.д.);

2) контрольная (информация обо всех отклонениях в движении бюджетныхсредств и контроль результатов расходования бюджетныхсредств).

Формирование бюджета государствапо уровням бюджетнойсистемы Российской Федерации основывается на следующих принципах:

• полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

• сбалансированности бюджета;

• результативности и эффективности использования бюджетныхсредств;

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

• прозрачности (открытости);

• достоверности бюджета;

• адресности и целевого характера бюджетныхсредств;

• подведомственности расходов бюджетов;

• единства кассы.

Бюджет на 2013-2015 г.г. сформирован с учётом новых бюджетных правил в части, касающейся использования нефтегазовых доходов, введение которых предусмотрено с 1 января 2013 г.

Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год определены исходя из прогнозируемого объёма валового внутреннего продукта в размере 66 515 млрд руб. и уровня инфляции, не превышающего 5,5% (декабрь 2013 г. к декабрю 2012 г.).