Н.Г. Плетнева

Федеральное агентство по образованию

Содержание

РАЗДЕЛ I. Эволюционное введение в психологию.. 2

ГЛАВА 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение. 2

К истории психологии как науки. 2

Отношение психологии к другим наукам.. 5

Разделы психологии. 7

Методы психологии. 10

Практическое значение психологии. 13

Глава 2. Эволюция психики. 15

Происхождение психики. 15

Изменчивость поведения простейших. 17

Механизмы поведения простейших. 18

Происхождение нервной системы и ее простейшие формы.. 19

Ганглионарная нервная система и появление простейших программ поведения. 20

Появление сложных форм наследственного программирования («инстинктивного») поведения. 21

Центральная нервная система и индивидуально изменчивое поведение позвоночных. 25

Механизмы индивидуально изменчивого поведения. 28

«Интеллектуальное» поведение животных. 29

Границы индивидуально изменчивого поведения животных. 32

Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни. 33

Общие принципы.. 33

Труд и формирование сознательной деятельности. 35

Язык и сознание человека. 37

Значение языка для формирования психических процессов. 39

Глава 4. Мозг и психические процессы.. 40

Проблема отношения психических процессов и мозга. 40

Принципы функциональной организации человеческого мозга. 44

Три основных «блока» головного мозга. 45

Блок тонуса коры, или энергетический блок мозга. 45

Блок приема, переработки и хранения информации. 47

Блок программирования, регуляции и контроля деятельности. 51

Принцип латерализации в работе больших полушарий. 54

РАЗДЕЛ II. Психология познания. 55

Часть 1. Психология познавательных процессов. 55

Глава 1. Ощущения. 55

Проблема. 55

Ощущение как источник познания. 55

Рецепторная и рефлекторная теория ощущений. 57

Классификация ощущений. 58

Систематическая классификация ощущений. 58

Виды экстероцептивных ощущений. 60

Взаимодействие ощущений и явление синестезии. 61

Уровни организации ощущений. 63

Измерение ощущений. 64

Исследование абсолютных порогов ощущений. 64

Исследование относительной (разностной) чувствительности. 67

Изменчивость чувствительности (адаптация и сенсибилизация) 68

Глава 2. Восприятие. 72

Воспринимающая деятельность человека. Ее общая характеристика. 72

Осязательное восприятие. 76

Простые формы осязательного восприятия. 76

Сложные формы осязательного восприятия. 78

Зрительное восприятие. 80

Строение зрительной системы.. 81

Восприятие структур. 84

Восприятие предметов и ситуаций. 85

Факторы, определяющие восприятие сложных объектов. 87

Методы исследования ложного зрительного восприятия. 89

Развитие предметного восприятия. 91

Патология предметного восприятия. 92

Восприятие пространства. 94

Слуховое восприятие. 96

Физиологические и морфологические основы слуха. 96

Психологическая организация слухового восприятия. 98

Патология слухового восприятия. 99

Восприятие времени. 101

Глава 3. Внимание. 102

Факторы, определяющие внимание. 102

Физиологические основы внимания. 104

Нейрофизиологические механизмы активации. Активирующая ретикулярная система. 106

Ориентировочный рефлекс как основа внимания. 109

Установка и внимание. 110

Виды внимания. 112

Методы исследования внимания. 114

Развитие внимания. 115

Патология внимания. 118

Глава 4. Память. 119

История исследования памяти. 120

Физиологические основы памяти. 122

Сохранение следов в нервной системе. 122

Процесс «консолидации» следов. 123

Физиологические механизмы «кратковременной» и «долговременной» памяти. 125

Мозговые системы, обеспечивающие память. 127

Основные виды памяти. 128

Последовательные образы.. 129

Наглядные (эйдетические) образы.. 130

Образы представления. 131

Словесная память. 132

Психология мнестической деятельности. 133

Запоминание и воспроизведение. 133

Влияние смысловой организации на запоминание. 136

Зависимость запоминания от структуры деятельности. 137

Индивидуальные особенности памяти. 140

Методы исследования памяти. 141

Развитие памяти. 144

Патология памяти. 146

Часть 2. Речь и мышление. Интеллектуальное поведение. 148

Глава 1. Интеллектуальное поведение. 148

Интеллектуальный акт и его строение. 149

Наглядная интеллектуальная деятельность. 150

Патология наглядного мышления. 154

Глава 2. Слово и понятие. 155

Значение слова. 156

Методы исследования значений слова. 159

Развитие значения слов. 161

Слово и понятие. 164

Методы исследования понятий. 166

Патология значения слов и понятий. 170

Глава 3. Высказывание и мысль. 171

Синтаксические средства высказывания. 172

Основные виды высказываний. 173

Эволюция логико-грамматических структур высказывания. 174

Процесс кодирования речевого высказывания. Путь от мысли к развернутой речи. 175

Виды речевого высказывания и их структура. 177

Патология речевого высказывания. 181

Процесс декодирования речевого высказывания. 182

Проблема понимания. 182

Проблема декодирования (понимания) сообщения. 182

Декодирование (понимание) смысла слов. 184

Декодирование (понимание) значений предложения. 185

Понимание смысла сообщения. 187

Патология понимания речи. 190

Глава 4. Продуктивное мышление. Умозаключение и решение задач. 192

Проблема. 192

Логические структуры как основа мышления. 193

Развитие логического вывода у ребенка. 196

Процесс решения задач. 197

Методы исследования продуктивного мышления. 199

Патология продуктивного мышления. 201

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

 

Кафедра логистики и организации перевозок