Условия неблагоприятного формирования личности.
Понятие и значение конкретной жизненной ситуации. Классификация конкретных жизненных ситуаций.
Условия неблагоприятного формирования личности;
Понятие причин и условий конкретного преступления;
Понятие и структура механизма преступного поведения;
Вопрос № 3 Классификация причин и условий преступности
По механизму действия все детерминанты делятся на:
- причины;
- условия;
- факторы.
По уровню действия:
- общие;
- причины видов или категорий;
- причины отдельных преступлений.
По природе возникновения:
- объективные – не зависит от воли субъектов;
- объективно-субъективные;
- субъективные – зависит от воли лиц, совершающих преступление.
По близости преступлений:
- отдаленные и ближайшие;
- непосредственные и опосредованные.
По источникам:
- внутренние – связаны с обстановкой внутри общества, государства;
- внешние – имеют общий характер.
Все причины и условия проявляются в определенных сферах жизни человека: политическая, духовная, социальная, политическая.
Все причины и условия рассматриваются на 3 уровнях:
- общесоциальном – связано с явлениями, которые происходят в обществе, государстве в целом;
- социально-психологическом – малые группы;
- личностном.
Подходы к причинам преступности:
1. Детерминистский.
2. Казуальный.
3. Синдроматический подход, который основывается на том, что преступность порождается криминогенной ситуацией, а не каким-либо одним явлением. Комплекс криминогенных признаков ситуаций называется синдромом преступности (не столько характеристика личности, сколько характеристика ситуации).
Потенциал преступности – вероятность деяния при наличии
входящих в синдром условий.
100-процентного потенциала у синдрома не может быть, т.к. помимо синдрома существует воля человека, которая является свободной и никакие обстоятельства не влекут абсолютно одинаковые последствия. Учеными не обнаружен ни один синдром, коэффициент которого выше 0,36.
Тема: Механизм преступного поведения
Механизм преступного поведения– это связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности внутренних психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение.
Следует различать понятие «преступление» и «преступное поведение».
Профессор Лунеев полагает, что структура преступного поведения состоит из 2 элементов: мотивации и реализации. Мотивация рассматривается и как процесс накопления мотивов преступного поведения и как совокупность данных мотивов. Мотивация является предпосылкой субъективной стороны преступления.
Мотивация как процесс начинается с формирования потребностей (они, в свою очередь, формируются несознательной необходимостью), потребность формирует мотивы преступного поведения, которые в дальнейшем формируются в совокупность мотивов (мотивацию в материальном смысле). В совокупности мотивов непременно образуются взаимоисключающие, взаимодополняющие и противоположные друг другу мотивы поведения – происходит «борьба мотивов», в результате которой выявляется доминирующий мотив преступного поведения. Следующим этапом является планирование преступного деяния и выбор цели преступления. После этого происходит выбор средств для совершения преступления и принятие решения на совершение преступления. Только после этого наступает 2 стадия преступного поведения – стадия реализации преступного деяния.
Структура преступного поведения:
1. Мотивация – это психическое явление, которое характеризует личность, представляя собой совокупность мотивов в развитии и взаимодействии, а также реализации. В нее входят потребности, интересы личности, внутренние установки и т.д., которые во взаимодействии с окружающей средой порождают мотивы совершения преступления или характеризуют мотивы неосторожного поведения. Мотивация рассматривается как:
- как процесс формирования мотивов;
- характеризует содержание (корыстные, насильственные побуждения).
Побуждения внутренние могут происходить под влияниям различных фактов – мотивообразующие факты:
* Потребность – социально-психологическая категория:
- нормальные потребности – тоже могут приводить к преступному поведению (например, голод);
- деформированные потребности – те потребности, которые преобладают над другими;
- извращенные потребности – те потребности, которые не одобряются или даже порицаются обществом;
* Чувства – чаще всего преступления против личности и чаще всего непреднамеренно в определенной ситуации (ревность, «в принципе»).
* Интересы личности (интерес - это определенное специфическое отношение личности к какому-либо объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности).
* Ценностные ориентации – система отношений личности к явлениям окружающей социальной среды (как мы относимся к тому, что вокруг нас).
* Мировоззрение личности – система взглядов и убеждений.
* Привычки – после длительного времени привычки являются стереотипом поведения.
Функции мотивации по Лунееву:
· Отражательная.
· Смыслообразующая.
· Побудительная.
· Прогностическая.
· Контрольная – мотивация в материальном смысле представляет собой эталон, с которым преступник неизбежно будет сравнивать результат совершенного преступления.
2. Планирование– принятие решения о совершении преступления с его дальнейшей конкретизацией. На данном этапе происходит конкретизация мотивации непосредственно в плане преступного поведения. Это интеллектуально-волевой акт, в механизме преступного поведения занимает центральное место.
Классификация решений:
* по характеру отношения субъекта к моделируемым преступным действиям:
- утвердительные;
- отрицательные;
* по времени принятия решения:
- предшествующие преступному поведению;
- сопровождающие его;
* по особенностям субъектов принятия решения:
- индивидуальные;
- групповые;
* по основным причинам принятия:
- целевые (принципиальные или целесообразные);
- ситуативные
3. Исполнение совершения преступления – на этом этапе совпадает с совершением преступления само преступное поведение. Последствия могут быть отдалены во времени.
Причины и условия конкретного преступления (формируют мотивы преступного деяния) - те явления и процессы, которые вызвали решимость совершить преступление у конкретного человека.
Стоит говорить всегда о совокупности причин и условий:
* совокупность обстоятельств, характеризующих связь между совершенным преступлением и волевым актом (самим решением совершить преступление). Ученые в качестве конкретного обстоятельства называют саму криминогенную мотивацию.
* это ситуация совершения преступления, которая состоит из 2 групп обстоятельств:
- жизненные обстоятельства, формирующие причину преступного поведения (например, родители жестоко относятся к ребенку);
- обстоятельства, облегчающие совершение преступления или влияющие на поведение личности в данный момент;
* неблагоприятное формирование личности – объективная действительность определяет поведение человека двояко: непосредственное влияние и опосредованное.
1. Сама личность. Определенные психологические особенности, психические состояния (постоянные либо временные).
2. Малые социальные группы. Прежде всего, семья, школа, ближайшее окружение.
3. Общество в целом.
Неблагоприятные условия в семье:
· Конфликтные ситуации, конфликтная атмосфера в семье (между супругами, поколениями, детьми).
· Демонстрация со стороны родителей неуважения к базовым нравственным ценностям.
· Гиперболизированная опека детей. Опека не вызвана необходимостью. Это может привести к негативным последствиям. Ребенок не уважает других людей, привыкает быть центром.
· Примеры привычного пьянства, наркомании и другого аморального поведения.
Школа:
· Отрыв обучения от воспитания. Если высшая школа не имеет своей целью воспитание, а имеет лишь цель обучения, то средняя школа как раз имеет обе цели. Перегибы в советской школе, конечно, были.
· Слабая дисциплина (тема преступности несовершеннолетних). Причем слабая дисциплина проявляется не только со стороны обучающихся, но и со стороны преподавателей. Мало кто хочет работать в школе, относится к своей деятельности безответственно.
· Неорганизованность свободного времени учащихся. Мало времени уделяется занятости учащихся в рамках школы. Ранее существовавшая система разрушена. Бесплатных кружков почти нет.
· Отсутствие единой системы обучения в российских школах.
· Не возложение на детей обязанностей – дети растут безответственными.
Уполномоченный по правам ребенка, участников процесса обучения, уполномоченный по вопросам безопасности – такие должности учреждены в Кемеровской области.
Трудовой коллектив также может негативно сказаться на формировании личности:
· Слабая дисциплина труда.
· Недостатки деятельности управления.
· Низкая культура труда и быта.
· Заработная плата выдается в конверте (правовой нигилизм).
Ближайшее окружение:
· Аморальное поведение членов малой социальной группы (соседей, особенно в общежитиях).
· Влияние «криминогенных» или ранее судимых лиц. Жаргонные выражения.
· Взаимоотношения в малой социальной группе.
СМИ влияют на формирование личности:
· Много негативной информации.
· Агрессивные мультфильмы, содержащие ненормативную лексику, неправильные русский язык. Отсюда плохое развитие речи у детей. Дети в садике играют в похороны.
· Фильмы ужасов.
Те явления и события, которые имею место, сами по себе на личность не влияют. Имеет значение субъективное отношением личности.
Неблагоприятное формирование личности больше всего проявляется в момент планирования и исполнения преступления (механизм преступного поведения).
Преступления несовершеннолетних всегда более жестокие, чем у взрослых преступников. Немотивированная жестокость характерна для Н/Л.