Задание 3. Передайте содержание услышанного близко к тексту.

Задание 4. Прочитайте диалоги

А.

– Простите, вы сейчас выходите?

- А какая сейчас остановка?

- Абая.

- Нет, не выхожу. Мне на следующей.

- Тогда разрешите, я пройду.

- Арман, у тебя есть проездной билет?

- Нет, у меня нет проездного, я живу в Доме студентов возле университета и редко езжу на транспорте.

- Тогда нам надо заплатить за проезд.

- У меня студенческий билет и надо оплатить половину, для студентов у нас в городе льготный проезд – 40 тенге.

- У меня тоже с собой студенческий, значит, с нас 80 тенге.

 

Б. – Ваш билет?

- Сейчас, минуточку. У меня проездной билет. Ой! Кажется, я забыл его в куртке.

- Ну, что ж, плати штраф. В следующий раз будешь внимательным.

- Да, вот деньги.

- Получи квитанцию.

 

В. В кассе пригородных поездов.

Два билета до Отрара, пожалуйста.

В один конец или туда и обратно?

Нет, только в Отрар.

С вас одна тысяча двести тенге и удостоверение личности.

Вот, пожалуйста.

 

Г. В кассе поездов дальнего следования.

Пожалуйста, четыре плацкартных билета до Уральска на скорый поезд №7 на двадцать седьмое декабря.

К сожалению, плацкартных билетов на это число нет, остались только купейные.

Жаль, мы студенты. Нам купейные не по карману, слишком дорого. А на двадцать восьмое есть?

Да. Давайте ваши удостоверения и деньги.

Спасибо.

 

Задание 5.Ответьте на вопросы:

- Какие виды транспорта есть в вашем родном городе?

- Каким видом транспорта вы чаще всего пользуетесь?

- Сколько стоит билет на автобусе или в трамвае?

Задание 6.Выразительно прочитайте стихотворение.

 

Шуршат по дорогам Веселые шины, Спешат по дорогам Машины, машины. А в кузове – важные, Срочные грузы… Цемент и железо, Изюм и арбузы Работа шоферов Трудна и сложна, Но как она людям Повсюду нужна! К. Чалиев

Задание 7. Проведите дискуссию на тему «Позитив и негатив применения машин в нашей жизни.

Одна машина может сделать работу пяти обычных людей; ни одна машина не сделает работу одного незаурядного человека. (Элберт Грин Хаббард).

 

Лексический тренинг! Обратите внимание, чтобы использовать общественный городской транспорт для поездки, в русском языке употребляется глагол
САДИТЬСЯ - СЕСТЬ – на что? или во что? – на автобус, на трамвай, троллейбус, на метро. Например: Чтобы доехать до драмтеатра, надо сесть на 7-й троллейбус.  
Чтобы использовать для поездки такси, в русском языке употребляется глагол
БРАТЬ - ВЗЯТЬ что? такси. Например: Чтобы не опоздать на поезд, возьму такси.
Процесс езды, поездки на транспорте обозначается в русском языке с помощью глагола ЕХАТЬна чём? – на автобусе, на такси, на метро, на троллейбусе, на трамвае, на машине.
Или чем? – автобусом, метро, троллейбусом, трамваем, машиной, такси.

 

Задание 8.Используя данную ниже лексику, составьте небольшой рассказ о вашей поездке на транспорте.

Пассажир, водитель, автобус, троллейбус, трамвай, такси, контролёр, проездной билет, льготный проезд, правила дорожного движения.

Задание 9. Ответы на вопросы.

 

1.Какой вопрос вы зададите водителю (пассажиру), чтобы уточнить маршрут движения троллейбуса?

2.Какой вопрос вы зададите на автобусной остановке, чтобы узнать, как доехать до центра города?

3. Какой вопрос зададите, чтобы узнать во сколько отправляется автобус?

Задание 10.Составьте текст пожелания своему другу (подруге), который отправляется в дальнее путешествие.

 

Задание 11.Правильно запишите предложения, прочитав значения данных слов.

 

Остановка –место остановки автобусов, троллейбусов, трамваев  
Стоянка –место, где стоят такси, автомобили.  
Станция –место остановки метро, поездов.  


.

1.Рядом с гостиницей обычно находится … такси.

2.Я спросил у водителя автобуса, какая следующая … .

3.Интерьер … алматинского метро украшают орнаменты и барельефы.

4. Это конечная … трамвая.

5.Троллейбусная … находится рядом с моим домом.

6. … автомобилей на главной площади столицы запрещена.

Задание 12. Запишите подходящие по стилю варианты из скобок:

 

1. Заказанные железнодорожные билеты вам … в течение дня по указанному адресу (доставить-принести).

2. Уважаемые пассажиры! Поезд №15 Петропавловск-Алматы … со второй платформы третьего пути (отправляться-отходить).

3. До станции Жаналык электропоезд …без остановки (проследовать-пройти).

4. Уважаемые пассажиры! Наш поезд … на вокзал столицы своевременно (прибывать-приходить).

 

Употребляйте уместно фразеологизм «спустить на тормозах», т.е. «удалить что-либо неприятное тихо, без шума».

Пословица «Тише едешь – дальше будешь» имеет значение «чем меньше поспешности в деле, тем лучше»

1.

СРС
Прочитайте грамматический комментарий и выполните задание.

2. Составьте диалоги по ситуациям:

§ Вы покупаете билет на самолёт в кассе аэропорта.

§ Вы звоните в справочное бюро аэропорта, чтобы уз­нать, когда прилетает самолёт из другого города.

§ Вы сдаёте свои вещи в камеру хранения.

§ Вы спрашиваете в справочном бюро, почему и на сколько минут опаздывает поезд, который вы ждёте.

Грамматический комментарий! Употребление предлогов с глаголами движения
Движение транспорта связано с расписанием поездов, где указывается точное время. Поэтому очень часто употребляются конструкции, обозначающие время. При этом важно правильно употребить нужный предлог.
Предлог вупотребляется при указании точного времени начала или конца действия, конкретного момента. Например: Первая электричка в Боровое отправляется в 7 часов утра. Во сколько прибываетпоезд из Караганды в Астану? – В 17.00 Предлог заупотребляется при указании временного интервала, периода, в течение которого совершается действие. Например: Мы доехали до вокзала за полчаса. Предлог черезупотребляется при указании временного интервала после какого-либо момента. Например: Давай встретимся через час на вокзале у кассы. Предлог околоупотребляется при указании приблизительного, неточного времени. Например: Извините, который час? – К сожалению, у меня нет часов. Но сейчас около пяти часов. Предлог с …доупотребляется при указании точного интервала времениот начала до конца действия. Например: Позвони мне по мобильному телефону с девяти до десяти, я буду ждать. Предлог послеупотребляется при указании времени за конкретным моментом. Например: После двенадцати часов дня электрички обычно ходят редко. Предлог наупотребляется при указании временного интервала с глаголами опаздывать – опоздать, приезжать – приехать, заходить – зайти, отставать – отстать, стать, спешить. Например: Поезд опаздывает на 2 часа. Я приеду на вокзал на десять минут раньше. Я зашёл в буфет купить напитки. Мои часы спешат на пять минут.

 

- Выполните упражнение. Употребите нужные предлоги.

 

1. Поезд опаздывает … (1 час). 2. Мои часы отстают … (3 минуты). 3. На электропоезде мы доедем в столицу …(4 часа). 4. Ехать в поезде … (4-х часов) скучно. 5. Касса №2 будет закрыта на обед … (13.00, 14.00 часов). 6. Мы поедем домой … (15.00 часов), когда поезд отправится.

СРСП


Чтение текста и пересказ «Первое моё соло» [3 часть, с. ].

 

$ Тесты для самоконтроля

1 Выберите нужный предлог в предложении: Поезд опаздывает … 2 часа.

a) за

b) на

c) до

d) в

2 Выберите нужный предлог в предложении: Я учусь … строительном факультете.

a) на

b) в

c) у

d) с

3 Укажите, какая приставка в глаголе ехать имеет значение «движение вокруг предмета».

a) По-

b) До-

c) Об-

d) Вы-

4 Выберите нужный предлог: войти … здание.

a) Из

b) В

c) С

d) На